Оперативно-розыскная деятельность
Перечень существенных нарушений
В большинстве случаев всё обвинение строится на том, что оперативники «накопали» в рамках оперативно-розыскной деятельности (ОРМ). И принципиально важно - как они это всё оформили и передали в уголовное дело.
Конституционный суд неоднократно заявлял, что сами по себе результаты ОРМ это не доказательства, а только лишь сведения, которые могут стать доказательствами, если их правильно оформить и передать в дело (пример: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 75-О). Соответственно, если это сделать неправильно – то это и не доказательства вовсе.
Ключевая мысль: доказательства по уголовному делу - это только то, что получено исключительно в рамках УПК. Законы «Об ОРД», «О полиции» и др. – это все не УПК. Всё что «насобирали» вне рамок УПК – должно пройти отдельную процедуру передачи и приобщения к делу.
Оперативно-розыскная деятельность, подборка материалов
Нормативная база - Закон № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 05.07.1995г. - Инструкция о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности, Приказ МВД от 27.03.13г. - 89 УПК использование результатов оперативно-розыскной деятельности - ч.2 95 УПК подконтрольность оперативной деятельности следователю после возбуждения дела - ч.4 303 УК фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности - п.14 Пленума N 14 использование результатов оперативных мероприятий по делам о наркотиках - п.14 Пленума N 14 недопустимость провокации по делам о наркотиках - п.34 Пленума № 24 провокация взятки при оперативно-розыскной деятельности не является взяткой - п.9 Пленума № 55 использование в приговоре результатов оперативно-розыскной деятельности - п.9 Пленума № 55 допрос сотрудников проводивших оперативно-розыскные мероприятия Основания для ОРМ Основания для производства оперативно-розыскных мероприятий Недопустимость Недопустимость результатов ОРД - это нарушение Закона № 144-ФЗ и Инструкции от 27.03.13г. Как оспорить Оспаривание источников оперативной информации (п.9 Пленума № 55) Ошибки Ошибки при передаче результатов оперативно-розыскной деятельности Допрос оперативников Допрос сотрудников производивших ОРМ в судебном заседании Провокация Провокация к совершению преступления, недопустимость таких доказательств Передача изъятого в ходе ОРМ Цепь законных владений, нарушения при передаче изъятого Повторная закупка Повторная проверочная закупка признается нарушающей цели 2 N 144-ФЗ |
Скудость нормативной базы
Отличительная черта оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) - это отсутствие точного и подробного нормативного регулирования. Попросту говоря - нет точных инструкций, как их проводить. То есть, ОРМ, в отличие от следственных действий практически не урегулированы какими-либо нормами. Пример Вот сравните, для примера обыск (следственное действие, предусмотренное статьей 182 УПК) и так называемое "обследование" жилых помещений (оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное п.8 ст.6 N 144-ФЗ. Если обыск подробно регламентирован в статье УПК, то про обследование - в соответствующей норме "Закона об ОРД" мы видим только одно его название. - ни состава участников, - ни права участников, - ни требований к оформлению результатов обследования. Подмена одного ОРМ другим Отсутствие точного регулирования приводит к тому, что оперативники любят подменять одно ОРМ другим. Например, проводят фактически оперативный эксперимент (п.14 ст.6 N 144-ФЗ), а называют эти действия - наблюдением (п.6 ст.6 N 144-ФЗ). Зачем ? Это потому, что требования для первого чуть пожестче (ст.8 N 144-ФЗ). Не хотят возится с оформлением лишних документов. |
Основания для оперативно-розыскных мероприятий
- п.9 Пленума № 55 прямо указано, для оперативно-розыскных мероприятий должны быть законные основания. Если же они проведены без законных оснований, то и их результаты не могут быть использованы в качестве доказательств.
- так как оперативно-розыскные мероприятия (их перечень приведен в 6 N 144-ФЗ) затрагивают гражданские права в разной степени (например: опрос менее затрагивают права чем прослушка), то и требования к их оформлению разные.
I. Не требуют оформления |
Не требуется специального оформления - ряд ОРМ не требуют ни судебной санкции ни вынесения специального постановления руководителя, проводятся просто по желанию.
- точнее для них вроде бы нужны основания, указанные в 7 N 144-ФЗ, но как-то отдельно оформлять документы для их осуществления не требуется. К таковым относятся: - опрос. - наведение справок. - сбор образцов для сравнительного исследования. - исследование предметов и документов. - наблюдение. - отождествление личности. - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. |
II. Требуют постановления руководителя |
Требуют постановления руководителя
Проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (8 N 144-ФЗ): - проверочная закупка. - контролируемая поставка. - оперативный эксперимент. - оперативное внедрение. |
III. Требуют судебного разрешения |
Требуется судебное разрешение
- требуют судебного разрешения следующие оперативно-розыскные мероприятия (8 N 144-ФЗ): - контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. - прослушивание телефонных переговоров. - снятие информации с технических каналов связи. - получение компьютерной информации. Впрочем: судебный контроль здесь довольно условный, потому что есть так называемые "случаи не терпящие отлагательства" (8 N 144-ФЗ). Трактовать это можно достаточно широко. Подробнее об этом можно узнать здесь: Получение разрешения суда на производство следственных действий согласно 165 УПК (там идет речь о получении санкции на следственные действия, но процедура аналогична получению разрешения на оперативно-розыскные мероприятия). |
Недопустимость результатов ОРД - логическая цепочка
Для обжалования приговора мы должны искать зацепки для признания доказательств недопустимыми. А когда такими недопустимыми доказательствами будут результаты ОРД ? Давайте пройдем по всей "цепочке" правовых норм: - согласно ч.1 75 УПК - недопустимыми являются доказательства, полученные с нарушением УПК. - смотрим п.36.1 ст.5 УПК, "результаты оперативно-розыскной деятельности - это сведения, полученные в соответствии с федеральным Законом об оперативно-розыскной деятельности". - смотрим ст.11 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" "представление результатов ОРД производится в порядке предусмотренном ведомственными нормативными актами." А что это за акты ? - фактически же, такой акт только один, это Инструкция о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности, Приказ МВД от 27.03.13г. ИТОГО: Из вышеприведенных норм следует, что недопустимые результаты ОРД, это полученные с нарушением двух правовых источников: а) Закона № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 05.07.1995г. а) Инструкции от 27.03.13г. Нормативная база - ч.1 75 УПК недопустимые, это доказательства, полученные с нарушением УПК - п.36.1 ст.5 УПК понятие результатов оперативно-розыскной деятельности - ст.11 N 144-ФЗ передача результатов ОРД на основании постановления руководителя - п.9 Инструкции постановление начальника о передаче результатов ОРМ |
Источники оперативной информации
- показания свидетеля, не способного указать источник информации являются недопустимыми (п.2 ч.2 75). - оперативники же ссылаются на ч.1 12 N 144-ФЗ, которая допускает сокрытие источников сведений. - но в пп.1 п.2 ч.1 7 N 144-ФЗ указано, что основаниями для проведения ОРМ являются сведения о признаках противоправного деяния. - то есть, речь идет именно о конкретных сведениях. - а сведения, это не слухи и предположения - а информация: а) исходящая из конкретного источника. б) проверяемая, то есть которую возможно проверить путем исследования (допроса) этого источника. Оспаривание - если доказательство основывается на оперативной информации, то надо "бить" (указывать в жалобе) по двум аспектам (указывать на них в жалобе):
а) оперативная информация - не проверена в судебном заседании (ссылайтесь на п.9 Пленума № 55, он устанавливает требования к использованию результатов ОРМ). б) оперативная информация уже не может быть проверена (или это крайне затруднительно). То есть достоверность сведений уже невозможно проверить, и сомнения нереально устранить. Если же сомнения неустранимы, то они должны трактоваться только в пользу обвиняемого (ч.3 14 УПК). Зависит от роли в доказательственной базе - как неоднократно говорилось: при "выбивании" доказательства, дальнейшая судьба дела (возврат дела или смягчение приговора) зависит в первую очередь - от роли которую играет конкретное доказательство в доказательственной базе. - то есть, признание одного из доказательств недопустимым приведет к возврату дела прокурору: а) при условии, что совокупность иных доказательств, оставшихся в уголовном деле - не может считаться достаточной (ч.1 88 УПК) для оставления приговора неизменным. б) при условии, что кассационный суд не может сам устранить нарушения. Кассация должна постараться сама устранить нарушения (п.19 Пленума № 19). Например, кассационный суд может оправдать осужденного по одному из эпизодов, без возврата дела прокурору. Нарушения при оформлении - на практике, в качестве зацепки может служить какое-либо нарушение при оформлении ОРД. Иллюстрация: Кассационное определение Девятого кассационного суда от 12.02.2020 N 77-45/2020. К отмене приговора привело отсутствие в деле постановления суда о разрешении прослушки. Отсутствие сведений до проведения ОРМ - а вот нарушения не связанные с неправильным оформлением использовать для защиты затруднительно. - например: ст.7 N 144-ФЗ требует, чтобы до производства ОРМ были сведения о готовящемся преступлении. - а если при обжаловании удастся доказать, что сведений о готовящемся преступлении не было, то приведет ли это к изменению приговора ? - на практике, если в результате такого безосновательного ОРМ были к примеру изъяты запрещенные предметы - то сам факт наличия этих предметов уже достаточен. Ну и что, что проверочная закупка была "наугад", результат ее - протокол изъятия, который уже является доказательством. Провокация Перспективной для обжалования в вышестоящих судах является ситуация, когда сотрудники полиции подталкивают лицо к совершению преступления, либо имея возможность пресечь его деятельность - специально ожидают совершения им новых эпизодов. Подробнее об этом можно прочитать здесь: Провокация к совершению преступления, недопустимость таких доказательств. |
Ошибки при передаче результатов
- после того как проведено ОРМ, для того, чтобы использовать его результаты в доказывании (89 УПК), необходимо соблюсти процедуру передачи его результатов следователю.
- нарушение порядка представления результатов влечет признание доказательства недопустимым (порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности регламентирован в Разделе II. Инструкции о передаче результатов ОРД).
- это нарушение иногда также именуется нарушением цепи законных владений. Предметы, передаваемые следователю
- обратите внимание на резолютивную часть постановления о передаче результатов ОРМ, там должны быть перечислены предметы, подлежащие передаче, при этом должно быть отражено: - время, - место, - обстоятельства получения прилагаемых материалов. - расхождение с последующими документами (при передаче эксперту и т.д.) могут повлечь нарушение цепи законных владений и признание доказательства недопустимым. ИЛЛЮСТРАЦИЯ - пример ошибки: в передаче результатов ОРМ, ошибка была выявлена в стадии кассации, использована для исключения из объема обвинения одного из эпизодов по ч.5 228.1 УК (в результате общий срок наказания срок снижен на 1,5 года, прим.- эпизод исключен на основании совокупности нарушений, а не только в связи с нарушением передачи результатов ОРД). - по одному из эпизодов была проведена проверочная закупка, в ходе которой производилась видеозапись. - проверочной закупки сотрудники полиции нарушили п.9 Инструкции: забыли оформить передачу флеш-карты следователю Цитата из кассационного постановления: "Согласно 11 закона об ОРД представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о передаче результатов ОРД (Приказ МВД от 27.03.13г.). Согласно п.9 Инструкции представление результатов ОРД для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. Как следует из материалов уголовного дела флеш-карта с видеозаписью оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка" в следственные органы не направлялась. В акте проведения ОРМ "Проверочная закупка" сведений о месте его хранения, не имеется. Согласно ч.2 84 УПК документы, которые допускаются в качестве доказательств по делу, могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы, в том числе и видеозаписи, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном 86 УПК. Согласно ч.1 86 УПК собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий. Статья 89 УПК запрещает использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям УПК, предъявляемым к доказательствам. Учитывая, что при сборе доказательства, которым является флеш-карта с видеозаписью ОРМ "Проверочная закупка" были нарушены требования закона, президиум признает недопустимыми доказательствами: - флеш-карту с видеозаписью ОРМ "Проверочная закупка". - и протокол его осмотра. Учитывая, что данное нарушение уголовно-процессуального закона является существенным, так как могло повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения, то на основании п.9 ч.2 389.17 УПК в приговор суда следует внести изменения и исключить из приговора данные доказательства, из числа доказательств, подтверждающих виновность осужденного". |
Обратиться за консультацией
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.