Пленум о должностных полномочиях
Пленум Верховного суда от 16 октября 2009 г. N 19
"О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (ред. 11.06.2020г.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Должностные лица - п.2 Пленума № 19 понятие должностного лица для статей 285 УК и 286 УК ИСПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ представителя власти - п.3 Пленума № 19 полномочия - в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ функции - п.4 Пленума № 19 полномочия - связанные с руководством гос. организацией - п.4 Пленума № 19 полномочия - по принятию решений, имеющих юридическое значение АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ функции - п.5 Пленума № 19 полномочия - по распоряжению имуществом организации - п.5 Пленума № 19 полномочия - по иным действиям, связанным с материальными ценностями ИСПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ должностного лица - п.6 Пленума № 19 что такое исполнение функций по специальному полномочию - п.6 Пленума № 19 временное исполнение функций должностного лица - п.6 Пленума № 19 при несоответствии должности - все равно квалифицируется по 285 УК или 286 УК Два типа должностных лиц: - п.7 Пленума № 19 начальники - по служебному положению - п.7 Пленума № 19 начальники - по воинскому званию Субъекты - п.8 Пленума № 19 субъекты преступления для ч.1 285 УК и ч.1 286 УК - п.9 Пленума № 19 субъекты преступления для ч.2 285 УК или ч.2 286 УК - п.10 Пленума № 19 глава местного самоуправления - субъект ч.2 285 УК или ч.2 286 УК - п.11 Пленума № 19 субъекты преступления по статье 201 УК - п.11 Пленума № 19 кто считается выполняющим управленческие функции в комм. организациях Особенности возбуждения дела - п.12 Пленума № 19 вред только организации - преследование по заявлению руководителя (23 УПК) - п.12 Пленума № 19 вред другой организации - преследование по общим основаниям - п.12 Пленума № 19 вред причинен самим руководителем - то с согласия органа управления - п.12.1 Пленума № 19 для квалификации по 200.4 УК требуется корыстный мотив - п.12.1 Пленума № 19 иная личная заинтересованность: взаимная услуга, поощрение по службе - п.12.1 Пленума № 19 в приговоре требуется подробно указать - в чем заключается заинтересованность Крайняя необходимость - п.13 Пленума № 19 крайняя необходимость по статьям 285 УК - 286 УК Преступный приказ - п.14 Пленума № 19 преступный приказ по статьям 285 УК - 286 УК - п.15 Пленума № 19 что такое использование должностных полномочий вопреки интересам службы - п.16 Пленума № 19 что такое корыстная заинтересованность - п.16 Пленума № 19 что такое иная личная заинтересованность - п.16 Пленума № 19 протекционизм, покровительство по службе Хищение - п.17 Пленума № 19 хищение чужого имущества квалифицируется по ч.3 159 УК или ч.3 160 УК Служебный подлог - п.17 Пленума № 19 разграничение составов 285 УК (злоупотребление) и 292 УК (подлог) Конкретизация прав - п.18 Пленума № 19 в приговоре по 285 УК и 286 УК указывается - какие конкретно права нарушены Существенность прав - п.18 Пленума № 19 что понимается под существенным нарушением прав для 285 УК и 286 УК - п.18 Пленума № 19 оценка существенности - что учитывается Права и обязанности, которыми злоупотребили - п.22 Пленума № 19 в приговоре по 285 УК и 286 УК указываются - какими правами злоупотребили - п.19 Пленума № 19 отличие между 285 УК (злоупотребление) и 286 УК (превышение полномочий) - п.19 Пленума № 19 конкретные примеры превышения должностных полномочий Мотив - п.19 Пленума № 19 для квалификации по 286 УК мотив - значения не имеет Оружие - п.20 Пленума № 19 применение оружия и квалификация по п.б ч.3 286 УК - п.20 Пленума № 19 правомерность применение оружия - определяется по специальным нормам Тяжкие последствия - п.21 Пленума № 19 что является тяжкими последствиями по ч.3 285, п."б" ч.2 285. и п."в" ч.3 286 УК Конфискация - п.23 Пленума № 19 конфискация по статьям 285 УК и 285.4 УК |
1) Обратить внимание судов на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований Российской Федерации и органов, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
2) Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (285 УК) и о превышении должностных полномочий (286 УК) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений - должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с прим. 1 к 285 УК должностными признаются лица:
- постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;
- либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах.
ИСПОЛНЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ представителя власти
3) К исполняющим функции представителя власти следует относить:
- лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти;
- а также, исходя из содержания примечания к 318 УК, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ функции
4) Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны:
- с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками;
- с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников;
- с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ функции
5) Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица:
- по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений;
- а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
ИСПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ должностного лица
6) Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо:
- осуществляет функции представителя власти;
- исполняет организационно-распорядительные функции;
- или исполняет административно-хозяйственные функции;
возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).
Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ
7) В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться:
- начальниками по служебному положению;
- и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:
- лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);
- лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
8) Субъектом преступлений, предусмотренных ч.1 285 УК и ч.1 286 УК, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, государственной компании, государственном и муниципальном унитарном предприятии, акционерном обществе, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях Российской Федерации и органах, не занимающее при этом государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
9) При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного ч.2 285 УК или ч.2 286 УК, судам следует исходить из прим. 2 и 3 к 285 УК, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (прим. 2 к 285 УК), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями, уставами или законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации РФ (прим. 3 к 285 УК). Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 15 мая 2018 г.); перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. N 1381 (в редакции от 5 октября 2015 г.).
10) Наряду с лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, субъектом ответственности по ч.2 285 УК и ч.2 286 УК является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (36 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
СТАТЬЯ 201 УК (злоупотребление полномочиями в коммерческой организации)
11) Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена 201 УК.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также лица, выполняющие управленческие функции в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией, государственной компанией.
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся:
- лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа:
- а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по 201 УК, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
12) Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (23 УПК).
В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях.
Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.
СТАТЬЯ 200.4 УК (злоупотребления в сфере государственных закупок)
12.1) Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в результате которых причинен крупный ущерб, влекут уголовную ответственность по статье 200.4 УК работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иных уполномоченных лиц, представляющих интересы заказчика, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, в случае, если деяние совершено ими умышленно из корыстной или иной личной заинтересованности.
С учетом этого по делам указанной категории судам следует уделять особое внимание установлению всех обязательных признаков субъективной стороны данного состава преступления, к которым в соответствии с диспозицией статьи помимо вины относится и мотив содеянного.
По смыслу закона иная личная заинтересованность при совершении деяния, предусмотренного статьей 200.4 УК, может выражаться в стремлении работника контрактной службы, контрактного управляющего или иного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд извлечь выгоды неимущественного характера для себя или других лиц, в том числе6
- получить взаимную услуг;
- заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, например в трудоустройстве или продвижении по службе своего родственника.
Также может рассматриваться в качестве проявления иной личной заинтересованности применительно к данному составу преступления стремление в результате допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд получить поощрение по службе, государственную или иную награду, занять более высокую должность и т.п.
При этом суд, устанавливая мотив корыстной или иной личной заинтересованности, не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан тщательно выяснить все фактические обстоятельства дела и привести в описательно-мотивировочной части приговора доказательства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.
13) В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (285 УК) или превышения должностных полномочий (286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (39 УК).
14) Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (42 УК).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное 285 УК или 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса со ссылкой на ч.3 или ч.4 33 УК.
Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.
СТАТЬЯ 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями)
15) Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (285 УК) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.
В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения, например:
- выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен;
- прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют;
- освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица.
Ответственность по 285 УК наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
16) При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного 285 УК, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:
- корыстную заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);
- иную личную заинтересованность: стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать:
- протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного;
- а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
17) В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.
Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч.3 159 УК или ч.3 160 УК и дополнительной квалификации по 285 УК не требует.
В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.
Равным образом, исходя из положений 17 УК, должен решаться вопрос, связанный с правовой оценкой действий должностного лица, совершившего служебный подлог. В случаях, когда такое лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по 292 УК. Если же им, наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по 285 УК, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности с 292 УК.
Совокупность 285 УК и 292 УК
В п.17 Пленума № 19 говорится о том, что если лицо совершило только одно действие – то квалификация должна быть только по 292 УК (без совокупности с 285 УК) ИЛЛЮСТРАЦИЯ (Определение ВС от 16.08.2022 N 16-УДП22-13-К4) Приговор вынесен по совокупности статей 292 УК и 285 УК. В этом случае одно действие повлекло осуждение по двум статьям одновременно, что было ошибочно. Верховный суд отменил осуждение по 285 УК. Исходя из п.17 Пленума № 19, возможна только реальная совокупность преступлений, предусмотренных статьями 285 и 292 УК. (Примечание: есть два типа совокупности преступлений: реальная совокупность и идеальная совокупность, см. по ссылкам, там даются подробные разъяснения, в чем их отличия). С учетом того, что В., используя свои служебные полномочия, внесла заведомо ложные сведения в официальные документы, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, но каких-либо иных действий по использованию полномочий не совершала, в рассматриваемом случае реальная совокупность преступлений отсутствовала. Дополнительной квалификации по статье 285 УК в данном случае не требовалось. |
НАРУШЕННЫЕ права
18) По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре:
- какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены,
- и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, например:
- права на уважение чести и достоинства личности,
- личной и семейной жизни граждан,
- права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
- а также права на судебную защиту и доступ к правосудию,
- в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др..
При оценке существенности вреда необходимо учитывать:
- степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации,
- характер и размер понесенного ею материального ущерба,
- число потерпевших граждан,
- тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
СТАТЬЯ 286 УК (превышение должностных полномочий)
19) В отличие от предусмотренной 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
- которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
- совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
- которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Исходя из диспозиции 286 УК для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
При квалификации действий лица по п."б" ч.3 286 УК судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению.
Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Федеральном законе от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральном законе от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральном законе от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
21) Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч.3 285 УК, п."б" ч.2 285.4 УК и п."в" ч.3 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде:
- крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса;
- иного нарушения деятельности организации,
- причинение значительного материального ущерба;
- причинение смерти по неосторожности;
- самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
22) При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных 285 УК или 286 УК, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке 237 УПК для устранения препятствий его рассмотрения судом.
23) Судам следует иметь в виду, что в соответствии с п."а" ч.1 104.1 УК деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступлений, предусмотренных статьями 285 УК и 285.4 УК любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
24) При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предусмотренных статьями 285 УК и 286 УК, нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, рекомендовать судам в соответствии с ч.4 29 УПК выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.
Обратиться за консультацией
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.