Всё об уголовных делах

Жалоба прокурору по статье 124 УПК

Перейти на карту ступеней процесса

Жалоба прокурору (руководителю следственного органа) в порядке 124 УПК

- такая жалоба подается одному из двух должностных лиц:

I

Жалоба прокурору на дознавателя

- обратите внимание: жалобу прокурору проще всего подавать в отношении дознавателя, так как прокурор имеет полномочия отменять решения только дознавателя (п.6 ч.2 37 УПК).

Жалоба прокурору на следователя

- в отношении же следователя таких полномочий у прокурора нет (а есть только у руководителя СО).

- точнее сказать, нет прямых полномочий, то есть прокурор не может напрямую приказать следователю как поступить.

- у прокурора есть только косвенные правомочия (п.3 ч.2 37 УПК) потребовать устранения нарушений.

Url

- следователь не обязан прокурора слушаться, для того чтобы "продавить" свое решение прокурору потребуется пройти многоступенчатую схему спора с руководителем следственного органа.

II

Жалоба руководителю следственного органа

- жалоба руководителю следственного органа (в порядке статьи 124 УПК) подается на следователя

- у руководителя СО, в отличие от прокурора, есть право отменять постановления следователя (п. 2.1 ч.1 39 УПК).

- при этом можно одновременно подать жалобу на следователя и руководителю СО и прокурору. Не исключена ситуация, в которой между этими должностными лицами возникнет конфликт, и одно из них поддержит Вас.

 

Что лучше: жалоба в суд или жалоба прокурору

- на досудебной стадии существует два варианта подачи жалоб.

- между этими двумя способами нет противоречий, можно пользоваться обоими, в любой последовательности.

Url

- можно подать и две одинаковые жалобы одновременно (п.8 Пленума № 1 прямо упоминает о такой возможности).   

Два варианта обжалования

I). Жалоба в суд

 

Жалоба в суд (125 УПК)

Url

- срок рассмотрения жалобы 5 суток (ч.3 125 УПК).

Url

- участие заявителя в рассмотрении, он участвует в судебном заседании, имеет возможность аргументировать свои доводы (п.10 Пленума № 1).

Url

- обжалование отказа в удовлетворении жалобы производится в вышестоящий суд в порядке в апелляционном и кассационном порядке.

Подробнее о жалобах в суд можно прочитать здесь: Жалоба в суд в стадии расследования дела, механизм 125 УПК.

II). Жалоба прокурору

 

Жалоба прокурору (124 УПК)

Url

- срок рассмотрения жалобы 10 суток (ч.1 124 УПК).

- участие заявителя в рассмотрении: так как никакой формализованной процедуры рассмотрения жалобы не существует, то заявитель вообще никакого участи в ее рассмотрении не принимает.

Url

- обжалование отказа в удовлетворении жалобы производится либо в суд (п.3 Пленума № 1) либо вышестоящему прокурору.

 

Вернуться на карту ступеней процесса



Задать вопрос на сайте
  1. <
    Гость Владимир
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0

    Подскажите пожалуйста как правильно обозначается жалоба прокурору которой инициируется прокурорская проверка вступивших в законную силу судебных решений по уголовному делу для последующей подачи прокурором кассационного представления - кассационная жалоба или просто жалоба и на основании какого закона ? Заранее спасибо !

    1. Информация к комментарию
      • Группа: Администраторы
      • Регистрация: 27.01.2014
      • Статус: Пользователь offline
      • Публикаций: 334
      • Комментариев: 778

      Жалоба прокурору - на судебные решения

      - п.2.5 Приказа N 45 очень туманно упоминает возможность подачи жалобы прокурору на судебные решения, и при этом сразу же отсылает - на нормы Уголовно-процессуального кодекса;

      - а норма это только одна - 124 УПК;

      - но я бы не советовал ссылаться на нее, поскольку она предназначена для досудебного производства (хотя прямо об этом не указано);

      - лучше просто привести нарушения и попросить рассмотреть возможность обращения с кассационным представлением (ч.2 401.2 УПК);

      - сама Ваша идея обратится в прокуратуру - вполне разумна и имеет практический смысл, есть некоторый шанс, что прокурор может заинтересоваться - и подать кассационное представление (это ему выгодно для статистической отчетности).

      - но наиболее вероятный итог такого обращения - отписка в фразой о том, что проверка судебных решений - это исключительная компетенция суда (п.4 ч.1 29 УПК).

  2. <
    Наталья
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0

    Дело явно затягивается намерено

    - после безуспешных попыток связаться со следователем, обратилась к начальнику следственного отдела ОВД. Он обещал взять дело под свой контроль, но всякий раз в ответ на мои звонки просил перезвонить. Наконец сказал, что пригласит меня на просмотр записей с камер видеонаблюдения банка, но в назначенный день так на связь и не вышел. Была на приеме у начальника ОВД, обещал, что следователь со мной свяжется.. Этого не произошло.

    - волокита тянется уже почти 4 месяца. По результатам прокурорской проверки кассир не допрошена, записи с камер сохранились лишь частично.

    - обратилась в межрайонную прокуратуру с просьбой передать дело в Следственный комитет, получила устный отказ, якобы, СК делами о мошенничестве не занимается.

    Вопросы

    - куда дальше обращаться с этой просьбой? Хотела бы, чтобы дело забрали у сотрудников ОВД, т.к. на их справедливое расследование не рассчитываю.  

    - надо ли ждать от прокурора официального  письменного отказа с обоснованием или можно на основании устного отказа сразу обращаться к вышестоящему прокурору ? Уж больно долго они отвечают. 

    1. Информация к комментарию
      • Группа: Администраторы
      • Регистрация: 27.01.2014
      • Статус: Пользователь offline
      • Публикаций: 334
      • Комментариев: 778

      Просьба - о передаче дела

      - передать дело в СК может только прокурор (п.12 ч.2 37 УПК), соответственно - обращаться можно только туда;

      - при отказе - обращаться к вышестоящему прокурору;

      - в суд же обращаться не имеет смысла, так как жалобы на отказ прокурора передать дело - суд рассматривать не станет (п.3 Пленума № 1).

      Сроки

      - общее правило - которым можно руководствоваться во всех случаях - ждать ровно 30 календарных дней, после чего Вы имеете право считать "молчание" должностного лица нарушением ст.12 N 59-ФЗ;

      - это универсальный срок (30 дней), которым можно руководствоваться при обращении - абсолютно в любой государственный орган;

      - у каждого органа есть ведомственная инструкция (либо административный регламент), но нет необходимости их искать и изучать сроки рассмотрения. Можно просто руководствоваться ст.12N 59-ФЗ - и никогда не ошибетесь.

      Два типа сроков

      - относительно рассмотрения обращений -  есть 2 вида сроков: общие (ст.12 N 59-ФЗ) и уголовно-процессуальные (Глава 16 УПК);

      - в уголовном процессе, временные рамки - более узкие;

      - чтобы не путаться во всех этих видах сроков - можно поступать так: во всех случаях 30-днейный срок  рассматривайте как максимальный (предельный). Если на Ваше письменное обращение не дан ответ в этот срок - это нарушение 100 % и можно жаловаться либо в суд (на факт нарушения срока рассмотрения обращения подается административное исковое заявление в порядке 124 КАС) либо вышестоящему должностному лицу (для уголовного процесса - актуален именно этот путь).

      Разумные сроки

      - при затягивании уголовного дела - Вы также можете обратиться к прокурору (начальнику СО) в порядке ч.2 123 УПК с жалобой на  нарушение "разумного срока" производства по делу;

      - критерии "разумного срока" - указаны в ч.3.1 61 УпК.

      Итого

      а) ждем 30 дней - обращаемся к Вышестоящему прокурору;

      б) параллельно, не ожидая 30 дней - обращаемся к начальнику СО с жалобой на затягивание дела (ч.2 123 УПК).

Добавление комментария

Друзья, задать вопрос можно без всякой регистрации.

Имя:*
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив