Всё об уголовных делах

Изменения и поправки в УК и УПК

Перейти на карту обжалования                                                               

 

Все актуальные на сегодня проекты поправок в УК и УПК: полный перечень и краткие комментарии

Здесь, с кратким анонсами, собраны все значимые проекты в Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы, которые находятся на рассмотрении Госдумы на сегодняшний день.

Смягчение наказания

I). Смягчение уголовной ответственности: убираются составы преступлений, смягчается наказание.

Ужесточение ответственности

II). Ужесточение уголовной ответственности: вводятся новые виды преступлений, ужесточается наказание.

Технические корректировки

III). Технические изменения статей Уголовного кодекса: внесение уточнений в действующие статьи.

Процессуальные нововведения

IV). Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс: новации в механизмы уголовного процесса.

 

(Примечание: близкая тема по выходу ближайшей амнистии рассмотрена здесь: Амнистия, реальный обзор - когда ожидать следующую, кого она может коснуться).

Предупреждая популярные вопросы в стиле «а что там со ст.228.1?» или « будут ли поправки по строгому режиму?» отвечаем - поправки будут только такие, которые указаны в этой статье. Никаких других нет и пока не ожидается. Если появятся – то они тут же будут отображены в этой статья, статья актуальна и регулярно обновляется (можете добавить в закладки).

Вся остальная информация о поправках не более чем слухи. Если законопроекта нет на рассмотрении в Госдуме, то и поправок не будет.

Какие из проектов будут приняты, а какие нет – не известно. Но все эти проекты живые, они не в архиве, они на стадии рассмотрения (на разных стадиях) – а значит могут реализоваться.

Каждый законопроект подробнее Вы можете посмотреть на официальном сайте Госдумы http://sozd.duma.gov.ru/ для этого я специально указываю номер и довольно громоздкие названия законопроектов.

Итак, что ожидает нас в перспективе:

СМЯГЧАЮЩИЕ изменения

Законопроект № 762538-7

"О внесении изменений в статьи 73 УИК и 81 УИК Российской Федерации". Предлагается внести возможность по заявлению осужденного или его родственника (близкого) перевести для отбытия наказания в исправительное учреждение по месту жительства осужденного или родственников, или в ближайший к ним регион. Конечно, при наличии возможности его размещения.

 

Законопроект № 729341-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления минимального размера компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование»

Важно для всех оправданных и тех, в отношении кого дело прекращено по реабилитирующим основаниям. Предлагает определять размер компенсации за каждый день необоснованного уголовного преследования не просто по усмотрению суда, а на основе специальной экспертизы. Устанавливает и минимальные суммы компенсации: не менее 1000 руб. в день по делам, где не было никакой меры пресечения; не менее 5000 руб. в день по делам, где была избрана подписка о невыезде, домашний арест или запрет определенных действий; не менее 15 000 руб. в день, если было заключение под стражу или лишение свободы.

Может иметь двоякое значение: с одной стороны будут опасаться привлекать по надуманным основаниям, а с другой если уж дело возбудят – то прекращать его не будут ни за что и под любым предлогом будут натягивать хоть какой обвинительный приговор, лишь бы компенсации не было. 

 

Законопроект 95064-7 «О внесении изменений в Главу 24 Уголовного кодекса в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 УПК». Предлагается убрать из УК состав преступления, - статью 212.1 УК «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». 

 

Законопроект 423706-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 166 УК». Предлагается убрать статью 166 УК (угон автомобиля без цели хищения) и считать такие угоны  просто обычными кражами, за которые, впрочем, наказание такое же. Непонятно, что будет с теми, кто по этой статье отбывает наказание -  в связи с декриминализацией их ведь нужно будет отпускать.

 

ОТЯГЧАЮЩИЕ изменения, утяжеление существующего положения

Законопроект № 751924-7

"О внесении изменений в Главу 31 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 30 УПК (в части установления дополнительной ответственности за несообщение о преступлениях массово опасной направленности)"

Вводится новое преступление «Несообщение о преступлениях против жизни при отягчающих обстоятельствах» - устанавливает ответственность за недонесение информации об особо тяжких преступлениях (ч.2 105 УК убийство нескольких лиц, опасным способом или по экстремистским мотивам). Сейчас уже есть ответственность за недоносительство за террористические преступления (205.6 УК).

 

Законопроект № 751070-7

"О внесении изменений в статью 307 УК Российской Федерации "

Вводится уголовная ответственность эксперта за ложное заключение не только на стадии предварительного расследования, а еще и за заключения, данные в т.ч. и в рамках проверки сообщения о преступлении.

Законопроект № 757870-7

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции"

Антикоррупционный проект. Водится новое преступление в УК «Незаконное обогащение». Если суммы активов должностного лица (упрощенно говоря, его имущества) будут сильно превышать (больше чем на 5 млн.руб) размер его официальных доходов - то для этого должностного лица дело "запахнет керосином". Придется объяснять - откуда при такой зарплате все эти дворцы и "бэнтли". Вводятся и сопутствующие изменения в другие законы в части обязанности отчитываться о доходах, конкретизации имущества, о котором надо отчитываться.

 

Законопроект 340882-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за оправдание геноцида русских». Подробнее про этот законопроект я писал ранее Ответственность за оправдание геноцида русских

 

Законопроект 377933-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за угрозу уничтожения имущества».  Проект вводит новый состав преступления. Направлен против злоупотреблений коллекторов, которые вымогают долг угрозами поджогов, уничтожением машин и пр. Сейчас за такие действия уголовной ответственности нет, только за угрозы жизни и здоровью.

 

Законопроект 188746-7 «О внесении изменения в статью 63 УК (в части расширения перечня обстоятельств, отягчающих наказание)». Вводится новое отягчающее обстоятельствосовершение преступления в отношении пожилых лиц (от 70 лет). По мнению авторов проекта, слишком много становиться преступлений против пожилых людей, а это одна из наименее защищенных частей населения.

 

Законопроект 235984-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию (об установлении ответственности за обещание, предложение и просьбу участия в коммерческом подкупе). Появляются два новых преступления в сфере коммерческого подкупа: ст. 204.3 «Обещание, предложение или просьба участия в коммерческом подкупе» и 291.3 «Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку». Плюс предлагается привлекать за коммерческий подкуп не только лиц, выполняющих управленческие функции, а вообще всех лиц в коммерческой организации (секретарши, принимающие шоколадки, берегитесь!). И последняя вишенка на этот антикоррупционный торт – возбуждать дела по коммерческому подкупу и новым преступлениям можно будет в обычном порядке, а не как сейчас (согласно нормы 23 УПК сейчас нужно заявление от самой коммерческой организации, чьи интересы пострадали).

 

Законопроект 565354-7 «О внесении изменения в статью 238.1 УК (об усилении ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети "Интернет"). Направлен на усиление ответственности «Дуремаров», торгующих «волшебными пилюлями».

 

Законопроект 486550-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за деяния, связанные с подделкой документов)». Устанавливается ответственность не просто за использование подложных документов как сейчас (ч.3 327 УК), но и за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков. Одновременно предлагается установить повышенную ответственность за подделку паспорта гражданина или удостоверения, либо за сбыт таких документов.

 

Законопроект 589658-7 «О внесении изменения в статью 128.1 УК». Устанавливает ответственность за клевету не только в СМИ, но и просто в интернете. Ругаться в интернете придется осторожнее. 

 

Законопроект 563272-7 «О внесении изменений в статью 322.1 УК и статью 150 УПК (об установлении ответственности за пособничество в организации незаконной миграции)». Практика показывает, что многие участники схем незаконной миграции просто «соскакивают» со статьи в силу ее несовершенства. Поэтому вводится ответственность за посредничество

 

Законопроект 612292-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка.» Вводится новое понятие – такое «не совсем преступление». Подробнее в статье – Уголовный проступок

 

Законопроект 657608-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней». Теперь можно будет привлечь к уголовной ответственности тех, кто ранее уже попадал под административную за эти деяния.

 

Законопроект 653568-7 «О внесении изменений в статью 258.1 УК (об усилении ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации)» Усиливается наказание за браконьерство краснокнижных животных и «водных биологических ресурсов», категория преступления изменяется со средней тяжести на категорию тяжких преступлений, дополняются квалифицирующие признаки.

 

Законопроект 483312-7 «О внесении изменений в статью 207 УК (по вопросу усиления уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Предлагается считать телефонных террористов пособниками настоящих террористов (с учетом того, что именно к таким методам (звонкам) и призвали сторонники борьбы с «российской агрессией» в ИГИЛ и на Украине), предлагается  установить наказание до 15-ти или до 20-лет лишения свободы, в зависимости от ущерба, понесенного в результате такого звонка).

 

Законопроект 184570-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 УПК в части установления ответственности за воспрепятствование законной деятельности либо законным требованиям медицинских работников». Предлагается ввести в УК новое преступление «Воспрепятствование деятельности медицинских работников». Проект обусловлен громкими случаями, когда не пропускают скорую помощь и нападают на врачей.

Аналогичный законопроект 139439-7 предлагает в дополнение установить повышенную ответственность за вред здоровью медицинским работникам по соответствующим статьям УК. 

 

Законопроект 388776-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних». Предлагается сделать отягчающим обстоятельством совершение преступления против несовершеннолетнего лицом, с ним проживающим, сюда же приравнены няни, воспитатели, соц.работники, контактирующие с детьми по долгу службы..

Срок давности по таким преступлениям будет течь не с момента преступления, а с момента достижения совершеннолетия. Вводится пожизненное лишение свободы как возможное наказание. Повышенная ответственность лиц, ранее имеющих судимость по такой статье. Вводится ответственность за укрывательство такого преступления. Плюс отдельная ответственность за понуждение к действиям сексуального характера через интернет.

 

Законопроект 40241-7 «О внесении изменения в статью 354.1 УК (об установлении уголовной ответственности за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для Дальнего Востока)». А это, видимо, наш законодательный ответ на «хотелки» японцев, которые регулярно проявляются в высказываниях японских политических деятелей. Не признаете итоги второй мировой и Курилы ваши? Тогда напомним. что вы творили во время войны. Преступления Японии признаны международным военным трибуналом, как и преступления фашизма (отрицание преступлений фашизма является преступным во многих странах).

 

Законопроект 396097-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества (по вопросу применения конфискация имущества в качестве дополнительного вида наказанияКонфискация становится видом наказания по определенным преступлениям, а не как сейчас «иной мерой уголовно – правового характера». Т.е. если предусмотрен специально такой вид наказания, то можно просто конфисковать имущество не раздумывая, нажито оно преступным путем или нет. Плюс предлагается существующую норму о конфискации «преступно нажитого имущества» распространить вообще на все преступления, а не на некоторые, как сейчас.

 

Законопроект 380922-7 «О внесении изменения в статью 104.1 УК (введение положения о конфискации автомобиля или другого механического транспортного средства, принадлежащего на праве собственности осужденному за совершение с применением данного транспортного средства преступления). Предлагается однозначно конфисковать автомобиль за совершения преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК (управление автомобилем в состоянии опьянения, если ранее привлекался за это же к административному наказанию). Сейчас (с 2016-го года) практика исходит из того, что конфисковать не нужно, это не средство преступления. 

 

Законопроект 157827-7 «О внесении изменения в статью 78 УК в части неприменения сроков давности к лицам, совершившим коррупционные преступления». Как следует из названия, по коррупционным преступлениям предлагают убрать все сроки давности привлечения к ответственности, фактически приравнивая такие преступления к преступлениям против человечества и терроризму. Вдогонку уже следующий законопроект 157794-7 предлагает убрать возможность условного осуждения по коррупционным преступлениям.

 

ИЗМЕНЕНИЯ в статьи не смягчающие и не ужесточающие ответственность

Законопроект № 740933-7 «О внесении изменений в статьи 104.1 УК и 322 УК»

Предполагает ввести конфискацию по отдельному преступлению – ст. 322 УК«Незаконное пересечение границы». Актуально только для тех, кто нарушит в будущем границу на неком транспортном средстве. Собственно, его и предлагают конфисковать.  Перспектив у проекта мало, ни Правительство, ни ВС его не одобрили.

 

Законопроект 691263-7 " О внесении изменений в статью 171.4 УК".

Уточняется ответственность за незаконную торговлю алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Продавцы "незамерзайки" в опасности - привлекать будут не только за пищевой алкоголь, но и за парфюмерно-косметическую и другую спиртосодержащую продукцию.

 

Законопроект 575472-7 «О внесении изменений в статьи 264 УК и 264.1 УК (об уточнении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения)». Сейчас есть несправедливая ситуация – если совершил ДТП в пьяном состоянии и честно остался на месте ДТП – то грозит серьезная ответственность.  А если попал в ДТП пьяным, но скрылся, потом протрезвел, сдался полиции (либо сами нашли) – то ответственность меньше (никто ж не докажет, что водитель был пьян, время ушло, значит ДТП совершил в трезвом виде). Проект направлен на устранении этой ситуации. (примечание: законопроект принят: ссылка )

 

Законопроект 14296-7 «О внесении изменения в статью 156 УК (в части введения легального понятия "жестокое обращение с несовершеннолетним"). Статьей 156 УК предусмотрена  уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию. Проект конкретизирует понятие жестокое обращение. Обусловлен случаями покушений на половую неприкосновенность детей, а также темы громкими случаями, когда ребенка доводят до истощения голодом и содержат в чудовищных условиях.

 

Законопроект 641656-7 «О внесении изменения в статью 138.1 УК». Предлагается уточнить понятие «специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации», чтобы отделить специальные средства от бытовых. На практике есть нелепые случаи, когда по данной статье привлекают людей, совершенно никаких преступных намерений не имеющих. Например, фермер прицепивший устройство слежения на свою корову – за что его привлекать. Проект направлен для исключения таких казусов.

 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ нововведения

Обратите внимание: самый важный из процессуальных законопроектов был реально принят и утвержден и находится на стадии вступления в силу. Речь идет о введении двух абсолютно новых видов  судов: окружных апелляционных судах и окружных кассационных судах. Рекомендуем ознакомиться с этими изменениями подробнее здесь: Реформа апелляции и кассации согласно закона от 11.10.2018 N 361-ФЗ.

 

Законопроект № 745077-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Поправки вносятся только в части порядка  приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях. Направлен против практики сокрытия преступлений. Расширяет полномочия прокурора в этой части.

 

Законопроект № 711788-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях"

В чем суть - предлагается возможность взыскать с государства денежную компенсацию за нарушение условий содержания в СИЗО и местах лишения свободы. Ранее (вернее, сейчас,) такие иски рассматривались в ЕСПЧ. Сейчас предлагается перенести это на национальный уровень - чтобы не портить международный имидж количеством таких исков в ЕСПЧ. Иск будет рассматриваться в административном порядке, оспариваться будет действие или бездействие администрации СИЗО или ИУ. Предполагается, что заключенный должен только заявить о нарушении права и указать реквизиты своего банковского счета (для перечисления компенсации) - доказывать ничего не надо, это администрация должна оправдываться.

 

Законопроект 703384-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу" - предлагается отменять условный срок лишения свободы или отменять УДО в случае, если осужденный не уплачивает процессуальные издержки, в том числе расходы на адвоката. (Примечание: суммы оплаты назначенному адвокату постоянно возрастают, к 2021 году они возрастут в 3 раза, прочитать об этом подробнее можно здесь: Суммы подлежащие оплате "бесплатному" адвокату).

 

Законопроект 690652-7 "О внесении изменений в статьи 314 УПК и 315 УПК"

Предлагается ограничить применение особого порядка судебного разбирательства только для преступлений небольшой и средней тяжести (до пяти лет лишения свободы). Напомним: Глава 40 УПК - это упрощенный порядок при согласии с обвинением. Сейчас он применяется и к тяжким преступлениям (до 10 лет). Также проект предлагает прямо установить, что в упрощенном порядке можно выносить не только обвинительный приговор но и оправдательный приговор.

 

Законопроект 550619-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном судопроизводстве)».

Значимый проект – возвращает прокуратуре некоторые надзорные полномочия над следствием, которые у нее отобрали в 2007 году. Сейчас руководитель следственного органа что хочет, то и делает – прокурор ему не особо-то указ. Как указывают авторы проекта – ликвидация надзорных функций прокуратуры над следствием показала, что следствие стало работать только хуже. С чем сложно поспорить.

Предлагается прокурора наделить правом напрямую давать следователю письменные указания, обязательные для него и его начальства, правом отменять любые постановления следователя; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, приостанавливать или прекращать производство по любому уголовному делу. Для сведения, можете ознакомиться с краткой таблицей в которой дано сравнение прав прокурора в отношении дознания и следствия.

Для полного понимания, полномочия прокурора в отношении дознавателя и следователя сейчас, без учета изменений

I. Дознаватель

Прокурор руководит только дознавателем

- прокурор имеет полномочия только в отношении дознавателя, который:

а) может совершать самые важные процессуальные действия только с разрешения прокурора (п.5 ч.2 37 УПК).

б) прокурор легко может отменить дознавательские решения (п.6 ч.2 37 УПК).

II. Следователь

Прокурор не руководит следователем

- в отношении же следователя - таких полномочий у прокурора нет (а есть только у руководителя следственного органа).

- точнее сказать, нет прямых полномочий, то есть прокурор не может напрямую приказать следователю как поступить.

а) у прокурора есть только косвенные правомочия проверять действия следователя (п.5.1 ч.2 37 УПК).

б) но прокурор не моет напрямую отменить постановления следователя, а вправе только потребовать устранения нарушений (п.3 ч.2 37 УПК).

- при этом, в отличие от дознавателя, следователь не обязан прокурора слушаться, для того чтобы "продавить" свое решение прокурору потребуется пройти многоступенчатую схему спора с руководителем следственного органа.

 

 

Законопроект 598593-7 «О внесении изменения в статью 448 УПК (об уточнении порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи районного суда, мирового судьи)».  Возбудить дело против судьи станет сложнее, согласие на это теперь будет давать не региональная квалификационная коллегии судей, а только Высшая квалификационная коллегия судей.

 

Законопроект 434998-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о допросе свидетеля следователем посредством видеоконференц-связи)» Собственно, разрешается такая форма допроса, актуально при территориальной отдаленности следствия и свидетелей. (Примечание: в настоящее время такая возможность предусмотрена только для судебной стадии, норма 278.1 УПК)

 

Законопроект № 631546-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании порядка добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении). Проект обязывает при получении сотрудниками явки с повинной обеспечивать присутствие адвоката либо вести видеозапись. О неоднозначности таких правок отдельная статья Хотели как лучше, получится как всегда

 

Законопроект 587542-7 «О внесении изменения в статью 9 УПК (о запрете использовать в залах судебных заседаний в ходе производства по уголовному делу защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых).

 

Предлагается не прятать «в клетку» в зале суда подсудимого, ведь он еще не признан виновным.

Законопроект 500607-7 «О внесении изменений в ч.3 195 УПК (об уточнении порядка назначения судебной экспертизы)». Известный фокус следствия – когда обвиняемого знакомят с результатами экспертизы в тот же момент, что и с постановлением о назначении этой экспертизы.  То есть ставят перед фактом – вот мы решили провести экспертизу и вот мы ее уже провели, а если ты хотел какие-то вопросы поставить перед экспертом или заявить ему отвод, то извини, мы уже все сделали, жалуйся в суде (подробнее об этом нарушении можно прочитать здесь: Ознакомление с постановлением после экспертизы, значимость нарушения).

И вроде и Верховный суд и Конституционный говорят, что так делать нельзя – но следователи делают и успешно проводят это через суд.  Проект предлагает прямо в УПК написать, что это запрещено, это сделает экспертизу недопустимым доказательством без оглядки на невнятные разъяснения высших судебных органов.

 

Законопроект 280314-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации» (в части дополнительного основания пересмотра судебного решения в кассационном порядке, порядке надзора, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Предлагается установить основанием для пересмотра приговора не только Постановление Конституционного суда, признающее конституционность закона (что очень редкое явление), но и при и признанное  Конституционным судом неверное толкование закона по конкретному делу. Сложно сказать, что это повлечет – будет ли отказное определение Конституционного суда, содержащее некое утверждение о конституционном смысле конкретной нормы УК или УПК основанием для пересмотра? Так в вышеприведенном законопроекте (про экспертизу) КС в отказных определениях всегда говорит, что следователь не должен вести себя определенным образом. Но сейчас такие определения КС не являются основанием для пересмотра (подробнее об этом можно прочитать здесь: Обращение в Конституционный суд, использование его правовой позиции). Может законопроект исправит ситуацию.

 

Законопроект 305790-7 «О внесении изменений в статьи 62 УПК и 256 УПК (об уточнении порядка заявления об отводах участниками уголовного судопроизводства)». Водится запрет на попытку повторного отвода судье или другим участникам процесса по тем же основаниям. Данная норма есть в арбитражном и гражданском процессе – но до сих пор нет в УПК, что позволяет «тиранить» судью заявляя ему бесконечные отводы, которые он обязан рассматривать.

 

Законопроект 280281-7 «О внесении изменений в статьи 108 УПК и 109 УПК (в части уточнения сроков содержания под стражей и порядка их продления). Проект направлен на противодействие ситуации, когда арест продляют только на том основании, что следствие еще не окончено. Частая ситуация – человек сидит, а следствие ничего нового не делает, срок идет. Судья должен проверять эффективность следственных действий с момента последнего продления до нового продления. Повышается защищенность обвиняемых по «предпринимательским» статьям,  конкретизируется по каким составам нельзя арестовывать предпринимателей.

 

Законопроект 163784-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования порядка судебного контроля в досудебном производстве и судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций)». Комплексные поправки в УПК: увеличивают срок назначения заседания по жалобам в порядке статьи 125 УПК с 5-ти до 14 суток. В первой инстанции предлагается не оглашать приговор полностью, как в апелляции и кассации (да, сейчас иногда невнятное, многочасовое бубнение судьи при зачитывании приговора просто бессмысленно, все стоя слушают часами). Убираются прения сторон в апелляционном заседании (осужденному хватит и последнего слова). Уточняются некоторые действия суда в апелляции в судебном заседании.

 

Законопроект 160559-7 «О внесении изменений в статьи 401.4 УПК и 412.3 УПК (по вопросу предоставления заверенных копий обжалуемых судебных решений)» Полезные с технической стороны поправки для кассации и надзора. Предлагается разрешить прилагать к кассационной жалобе не заверенные судом копии решений, а простые копии. Сейчас каждый раз, когда подаешь кассационную жалобы нужно идти в суд и получать заверенные копии, которые в последующем из кассации не возвращают (подробнее об этом неудобном аспекте здесь: Документы обратно не возвращаются). На Дальнем востоке и в Сибири такие моменты превращают попытку обжалования в сложнейшую организационную задачу.

 

Законопроект 413712-7 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осужденных к принудительным работам, а также осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях)». Актуально для тех, кому назначены принудительные работы. Отменяется своеобразное крепостное право, разрешается работать не только в тех населенных пунктах, в которых находится исправительный центр, но и в других по согласованию с администрацией центра.

 

Всё эти законопроекты отражают логику нашего законодателя и развитие уголовно-правовой системы в ближайшей перспективе.  К вопросу, которым многие задаются - чем они там все думают и как? Эта статья позволяют наглядно ответить на этот вопрос.

Все законопроекты подразделяются на четыре вида

I. Смягчение

Смягчение наказания

Смягчение уголовной ответственности: убираются составы преступлений, смягчается наказание.

Url

- важным является то обстоятельство, что все законопроекты прямо повлияют на тех, кто отбывает наказание. Если они будут приняты, то это приведет к смягчению наказания, так как новые законы, смягчающие наказание, имеют обратную силу (ч.1 10 УК и ч.2 54 Конституции).

II. Ужесточение

Ужесточение ответственности

Ужесточение уголовной ответственности: вводятся новые виды преступлений, ужесточается наказание.

Url

- эти законопроекты никак не отразятся на судьбе осужденных отбывающих наказание, так как новые законы, ужесточающие наказание, не имеют обратной силы (ч.1 10 УК  и ч.1 54 Конституции).

III. Изменения старых преступлений

Технические корректировки

Технические изменения статей Уголовного кодекса: внесение уточнений в действующие статьи. Эти законопроекты производят только технические корректировки, не изменяющая положение обвиняемых.

IV. Процессуальные изменения

Процессуальные нововведения

Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс: новации в механизмы уголовного процесса. Введение новых механизмов, уточнение старых.

Url

- важнейшее отличие изменений, вносимых в Уголовно процессуальный кодекс от изменений Уголовного кодекса состоит в том, что процессуальные изменения вообще не имеют никакой обратной силы. Если изменения в уголовный закон могут улучшить положение осужденных, то изменения процессуальных норм никак не влияют на лиц, в отношении которых приговор вступил в силу. Согласно 4 УПК применяется закон действующий во время совершения процессуальных действий. Если вводится какой-либо новый процессуальный механизм, то лица уже отбывающие наказание, не имеют права требовать применения этого нового механизма к ним.

 

Вернуться на карту обжалования



Обратиться за консультацией

Добавление комментария

Друзья, задать вопрос можно без всякой регистрации.

Имя:*
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив