Повторная жалоба - сколько раз и куда можно подать

Перейти на Карту кассации

 

Сколько раз можно подать "новую" кассационную жалобу и куда ее подавать

Примечание: в УПК нет такого термина как "новая "кассационная жалоба. Есть только термин "повторная" кассационная жалоба, но этот термин применяется в негативном ключе - в статье 401.17 УПК говорится о том, что "повторные" жалобы подавать нельзя.

Определимся с терминологией:

- "Повторная" кассационная жалоба - это когда сторона защиты механистично копирует свою предыдущую жалобу и снова направляет ее в ту же инстанцию (которая уже отказала в рассмотрении жалобы).

- "Новая" кассационная жалоба - это когда сторона защиты либо нашла иные  правовые основания, либо нашлись иные лица, которых удалось уговорить подать кассационную жалобу.

Мы уже неоднократно рассказывали про возможность, позволяющую запустить механизм обжалования приговора даже тогда, когда все попытки уже давно потрачены.

Подробнее про механизм новой кассации здесь: Новая кассационная жалоба или +1 попытка обжалования: по иным основаниям, или от иных лиц. Механизм работает, причем в последнее время довольно эффективно.

Где принимают «новую» кассацию

Подать новую кассационную жалобу можно в Кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный суд, то есть в кассационные инстанции I-й и II-й ступени.

Посмотрим на схему:

Как мы видим, повторно подать жалобу можно на двух ступеньках кассации. Механизм этот не последовательный – можно сразу подать новую жалобу в Верховный суд, если веры в Кассационный суд общей юрисдикции по какой-то причине нет.

Последовательный процесс выглядит так: подаем новую жалобу в Кассационный суд общей юрисдикции (I-я ступень кассации), если не сработало и жалобу вернули, то подаем такую же жалобу в Верховный суд (II-я ступень кассации).

Успешные случаи есть – когда Кассационный суд общей юрисдикции новую жалобу «заворачивал» (возвращал), а Верховный суд принимал, посчитав доводы жалобы новыми и существенными. Однако, такие примеры вы, скорее всего, не найдете при целенаправленном поиске. Дело всё в том, что из тексов судебных актов не видно, что жалоба была новой – там просто будет указано, что это кассационная жалоба. То, что это механизм новой жалобы знает только податель жалобы и суд – для внешнего наблюдателя это не очевидно. Возможно, судебной системе не очень выгодно освещать и популяризировать этот механизм.

На сайте Верховного суда иногда можно видеть, как по одному делу последовательно проходят несколько жалоб – отказ, снова отказ, и в конце вдруг «удовлетворить». Это признак повторного механизма (но не всегда, возможна и другая ситуация).

Кстати, механизм новой жалобы применим и к надзору. Хотя 401.17 УПК устанавливает этот механизм только для кассации, но логика кассации применима и к надзору. Механизм надзора вообще очень часто путают, не понимая его соотношение с кассацией. Причем, даже адвокаты «плавают» в этом моменте. Кому интересно и нужно разобраться в надзоре – то можно посмотреть здесь Надзор - особенности обжалования в надзорной стадии.

 

Можно ли подать новую жалобу на III-й ступени кассации (Председателю ВС)

Формально запрета нет. Но напомним, что эта 3-я ступень кассации – это очень условная стадия, она установлена всего одним пунктом УПК (ч.5 401.10 УПК) и установлена очень поверностно. (Подробнее о 3-й ступеньке смотрим здесь: Жалоба председателю ВС. Если своими словами, то смысла в новой жалобе Председателю ВС нет. Если уж предыдущие ступеньки не сработали, то на этой условной ступеньке надеяться не на что. По крайней мере, ни одного успешного случая срабатывания такой жалобы мы не знаем. Но если прямо задать вопрос «можно или нет», то ответим – можно. Но на схеме Вы видите, мы даже не отметили это как возможность.

 

Сколько раз можно подавать «новую» жалобу

Формальных ограничений попыток нет. Есть только фактическое ограничение – доводы новой жалобы должны быть каждый раз принципиально новыми. Если Вы находите в деле что-то очень существенное и ранее не обнаруженное – что ж, вот и еще одна попытка обжалования.

Правда, работает еще и психологический механизм – если по базе суда видно, что человек постоянно подает повторные жалобы, которые также постоянно «отфутболивают», то отношение к его новым жалобам будет специфическое.

Напомним важный момент, механизм новой жалобы запустить не так просто, иначе сидящие на длительных сроках «бомбили» бы суды бесконечно повторяющимися жалобами.

Жалоба должна содержать доводы именно новые и существенные.

 

Что и как писать в новой жалобе смотрим здесь: Иные правовые основания для новой кассационной.

 

Скачать Бланк «новой» кассационной жалобы (доступно только VIP-подписчикам)

 

Вернуться на Карту кассации



Обратиться за консультацией
Информация
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.