Следственная группа по уголовному делу

К нарушениям на следственной стадии

Следственная группа: ищем возможные нарушения

Нормативная база

- 163 УПК  следственная группа

- 223.2 УПК  группа дознавателей

- п.2 Пленума № 19  право ходатайства - только у руководителя группы

- п.24 Пленума N 41  заключение под стражу - только руководителем группы

РАБОТАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ

Обращение с ходатайством в суд (нарушение п.7 ч.4 163 УПК)

Нет разрешения руководителя группы на обращение в суд для действий из ч.2 29 УПК

Обращение в суд по мере пресечения (нарушение п.7 ч.4 163 УПК)

Нет разрешения руководителя группы на обращение по мере пресечения

НЕРАБОТАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ

Предъявление обвинения

Если обвинение предъявил рядовой следователь, а не руководитель (п.4 ч.4 163 УПК)

Объявление состава группы

Объявление состава группы обвиняемому: обязательно ли оно (ч.2 163 УПК)

Иные участники

Включение в состав группы иных участников, кроме следователей (ч.2 163 УПК)

 

Следственная группа (163 УПК) создается по делу, когда оно сложное, объемное или просто какое-то резонансное. В принципе, для таких дел и существует это процессуальный механизм (в ч.1 163 УПК декларировано именно так).

Но иногда следственная группа создается на всякий случай и по обычным делам – у следователей большая загруженность, надо иногда по другому (не своему) делу коллеге помочь, допросить срочно кого-то и чтобы не заморачиваться каждый раз со всеми этими принятиями к производству, проще создать один раз следственную группу, включить в неё всех следователей отдела и можно смело проводить любые действия по делу любым следователем.

Url

Так и защите дается меньше шансов найти что-то в таком слабом месте, как цепочка передачи дела между следователями. Подробнее о сильном процессуальном нарушении «здесь: Принятие дела следователем к производству.

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА

На первый взгляд, адвокату очень просто искать ошибки, допущенные в уголовном деле, если оно велось следственной группой.

Самый очевидный метод следует из ч.4 163 УПК. Там мы видим семь полномочий руководителя группы, присущих только ему. То есть, вроде бы очевидно, что нужно делать – найти какие-то процессуальные действия из перечисленных, которые произведены без санкции руководителя. И все: эти процессуальные действия – незаконны,  и полученные доказательства – недопустимы.

Но мы давно привыкли к тому, что УПК не так просто читается. 

РАБОТАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ

В реальности работает из всех семи пунктов перечисленных в ч.4 163 УПК только один: п.7 ч.4 163 УПК (руководитель принимает решение о ходатайствах в суд). То есть, нарушение нормы п.7 ч.4 163 УПК приводит к реальным последствиям. В отличие от всех других шести пунктов ч.4 163 УПК.

Ходатайства в суд для действий, перечисленных в ч.2 29 УПК

Ходатайства в суд БЕЗ санкции руководителя группы

Признается незаконным нарушение нормы п.7 ч.4 163 УПК: подписание рядовым следователем (участником следственной группы) ходатайства перед судом о совершении следственного действия, требующего судебного разрешения (обыск жилища, арест имущества и прочее из ч.2 29 УПК)

Пример: постановление об аресте автомобиля подписал следователь, а не руководитель группы. Суд «прошляпил» этот моментик и машину арестовал. В кассации арест отменили – ходатайство подано ненадлежащим лицом (Постановление Седьмого кассационного суда N 77-286/2024).

Url

Нарушение работает, потому как есть прямое разъяснение Пленума ВС в п.2 Пленума № 19.     

 

Ходатайство о судебных мерах пресечения БЕЗ санкции руководителя группы

Url

Признается незаконным нарушение нормы п.7 ч.4 163 УПК: подписание рядовым следователем (участником следственной группы) ходатайства перед судом о судебных мерах пресечения (заключение под стражу, домашний арест, залог, запрет действий) – их подписывать может только руководитель группы.

Url

Тут тоже есть прямое указание Пленума ВС (п.24 Пленума N 41): подписал ходатайство не руководитель группы, а следователь - всё, мера пресечения избрана незаконно.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (Постановление Московского городского суда N 10-11718/2019)

"в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 163 УПК РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 29 УПК РФ решение о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей может быть принято только руководителем следственной группы.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, по настоящему уголовному делу создана следственная группа, руководителем которой назначен следователь Б. Данная следственная группа действовала на момент составления ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого **** М. под стражей. Однако, вопреки требованиям уголовно-процессуального закона, ходатайство о продлении срока содержания под стражей **** М. вынесено не руководителем следственной группы, а членом следственной группы следователем Я., то есть ненадлежащим должностным лицом ".

 

НЕРАБОТАЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ

Сразу общий вывод к нижеизложенному списку «нарушений»: работают только те нарушения, которые прямо расписаны Пленумом ВС (как это и видно в вышеприведенном). Если разъяснений нет, то даже прямые указания в законе - они «что дышло – как повернул, так и вышло».

Предъявление обвинения: нужно ли письменное разрешение руководителя

В п.4 ч.4 163 УПК написано, что только руководитель группы решает о предъявлении или изменении обвинения. Но часто мы видим – вот есть следственная группа, есть у неё руководитель, а предъявил обвинение или рядовой следователь (участник следственной группы).

Прямое нарушение УПК, казалось бы, так делать нельзя. Да вот нет – можно.

Пример (цитата): «суждение обвиняемого о том, что обвинение ему предъявлено ненадлежащим процессуальным лицом является ошибочным. Закон не предусматривает обязательного предъявления обвинения именно руководителем следственной группы, в том числе с учетом положений п. 4 ч. 4 ст. 163 УПК РФ о том, что руководителем следственной группы принимаются решения о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения (Определение Верховного Суда от 23.03.2023 N 223-УД23-5-А6).

Адвокат с таким защитным доводом («написано же чётко в УПК») может побиться как мотылёк о лампочку - ответ вы в примере видите.

 

Объявление состава группы обвиняемому (ч.2 163 УПК)

В ч.2 163 УПК прямо написано – постановление о создании группы предъявляется для ознакомления обвиняемому. По логике закона эта норма имеет конкретную цель – (цитата) «обеспечение права лица, привлекаемого к уголовной ответственности, знать состав следственной группы и при наличии к тому оснований заявлять отводы входящим в нее лицам в сроки, достаточные для реализации им данного права» (определение Конституционного Суда от 21.05.2015г. N 1112-О).

То есть сам Конституционный суд сказал – это очень важно, обязательно надо уведомлять. В общем-то, это и вводит защиту в заблуждение о существенности нарушения (неуведомление).

Очередной парадокс уголовного процесса – нарушение вроде важное, и в УКП написано, и Конституционный суд сказал, но в реальности оно абсолютно не работает, и ни на что не влияет.

Если защита видит в деле, что группа создана, но обвиняемому про неё не сказали – то использовать это нарушение крайне непросто, само по себе, оно ни о чём не говорит и последствий не имеет.

Пример: (Цитата) «то обстоятельство, что обвиняемый не был ознакомлен с составом следственной группы, на что указывается в жалобе защитника, само по себе не ограничивало права обвиняемого, предусмотренные УПК РФ, не нарушает его право на защиту и не ставит под сомнение законность и обоснованность судебных решений» (Определение Верховного Суда от 09.11.2023 N 4-УД23-56-А1).

Всё просто, здесь действует ключевая логика уголовного процесса – «ну есть нарушение и что, на что оно влияет, какие у него последствия?».

Последствия у нарушения, которые можно выводить путем логики Конституционного суда, только в том, что не дали заявить отвод кому-то из следователей в составе группы.

Проследим логическую цепочку дальше: не дали заявить отвод, но ведь дальше, когда обвиняемый и адвокат участвовали в каких-то действиях с этим следователем, знакомились с материалами дела – они ведь видели этого следователя, знали о его участии? Так значит, могли смело заявить ему отвод на всех последующих стадиях, никто не мешал.

Следующий нюанс – ну не дали заявить отвод, а какие-то объективные основания (61 УПК) для отвода вообще были? Нет – ну так значит никаких последствий у нарушения тоже нет.

Про слишком неспешное уведомление о создании группы даже и говорить не стоит – это и вовсе пустяшное нарушение, при том, что в ч.2 163 УПК никаких сроков вообще нет (уведомить, вроде надо, но вот когда?).

Неуведомление об изменении состава группы

Аналогичное неработающее нарушение – неуведомление об изменении состава группы. Ну поменяли состав, так а где написано, что каждый раз надо об этом обвиняемого уведомлять?

Вывод: неуведомление о создании группы – неработающее нарушение. Единственное исключение, при котором оно работает – когда в составе группы был следователь, подлежащий отводу (61 УПК). Но это уже самостоятельное нарушение (неправильный следователь), оно и так сработает, без привязки к нарушению ст.163 УПК. Последствия такого нарушения – недопустимость всех действий этого следователя.

 

Включение в состав группы оперов, специалистов и прочих «иных лиц» (ч.2 163 УПК)

Само название следственной группы предполагает, что она состоит из следователей. Но часто в неё включают оперативников, специалистов.

И это дает поводы для частого защитного довода – в группе какие-то непонятные персонажи, нас о них не уведомляли, «кто все эти люди?».

Но ч.2 163 УПК говорит, что к работе следственной группы могут быть привлечены «должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность». Иначе говоря, включать их в состав группы не нужно, но привлекать к работе можно.

Ну про неуведомление о группе и о её составе мы уже поняли, но сам факт включения в группу кого-то, кроме следователя - это что? А это не существенно: ну включили, ну и что, эти лица же следственных действий не проводили.

Пример: в работе группы фактически участвовали опера, которых в постановлении о создании группы не указали. Последовал логичный довод защиты -  в работе по уголовному делу участвуют какие-то неизвестные люди. Ответ тоже логичный – оперов и не надо указывать пофамильно, они в группу не входят, а лишь помогают в работе. А если есть основания, что они какие-то заинтересованные, то это другое нарушение, обосновывайте его отдельно (Определение Седьмого кассационного суда N 77-3815/2024).

Вывод: указание в составе группы кого-то, кроме следователей – это несущественное нарушение, по сути опечатка, иные лица ведь реально с состав группы не входят. Вот если эти иные лица (не-следователи) какое-то следственное действие фактически провели, то это уже другой вопрос.  

 

К нарушениям на следственной стадии



Обратиться за консультацией
Информация
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.