Адвокат в кассации
Помощь адвоката в стадии кассации
Специфика кассационной инстанции Трудности кассации, заключающиеся в двух главных нормах 401.1 УПК и 401.15 УПК Апелляционная логика, это ошибка Апелляционная логика в кассационной жалобе, является типичной ошибкой Ошибки Как чаще всего пишут кассационную жалобу, типичные ошибки ЗАЩИТА в стадии кассации Материалы сайта дают шанс разобраться самостоятельно I). Самостоятельная кассационная жалоба, с помощью наших материалов Консультация II). Консультация, способ подстраховаться от ошибок Жалобу готовим мы III). Составление кассационной жалобы в полном объеме |
Трудности самостоятельной кассации
- предусмотрено три попытки кассации, к сожалению, чаще всего эти попытки исчерпываются напрасно, и причина заключается в особенностях кассации: Кассация, это последняя ступенька - во-первых, кассационная стадия - самая сложная из всех существующих 9 кругов уголовного процесса. Сложная, потому что является заключительной, после нее линейка процесса обрывается, собственно, после Главы 47.1 УПК все механизмы обжалования можно считать исчерпанными. Последний круг для большинства уголовных дел это III-я ступень кассации, эта ступенька уголовного процесса является последней, и путь на дальнейшие инстанции полностью закрыт. Причину этого можно изучить здесь: Последняя попытка, почему механизм ч.5 401.10 УПК - это заключительная ступенька. (Примечание: да, существуют способы продолжить борьбу и далее, но эти способы уже как бы выходят за грань уголовного процесса). - в момент, когда приходит время для кассационной жалобы - уголовное дело, пройдя I и II инстанции, уже проверено шестью квалифицированными специалистами: четырьмя судьями, из которых трое являются судьями областного уровня, двумя прокурорами (один из которых является работником областной прокуратуры), также приплюсуем к этим специалистам - адвоката (как минимум одного). Другая планета - во-вторых, принципиально (подчеркиваем это, именно принципиально) отличается от предыдущих стадий, здесь начинает действовать своя, очень специфичная логика, это "другая планета". - кассация состоит из трех ступеней (то есть кассационную жалобу можно подать три раза), и у каждой свои особенности, подробнее можно ознакомиться здесь: Три ступени кассации: окружной кассационный суд, Судебная коллегия ВС, Председатель ВС. Вопросы факта - в-третьих: в кассации начинает действовать особый принцип, с которым Вы еще не встречались на двух предыдущих стадиях. Это Запрет обжалования фактических обстоятельств. Новые доказательства - в четвертых: ввести в дело новые доказательства становится еще труднее, подробнее о данном аспекте здесь: Новые доказательства в кассации, возможности использования. Смягчающие обстоятельства - в пятых: почти утрачивается возможность использования смягчающих обстоятельств, в чем заключается это "почти" можно прочитать здесь: Смягчающие обстоятельства в кассации, методика применения. Проблема существенности нарушений
- при том, что мы специализируемся на стадии кассации (это означает, необходимость обращаться к нормативной базе кассации каждый день, не только для составления жалоб, но и для подготовки "линий обороны" по делам, которые пока находятся в I, II-й инстанциях, на будущее) - понять, относится ли нарушение по конкретному делу к категории существенных нарушений удается далеко не сразу. - и прошлый опыт не такой уж хороший помощник, как хотелось бы, то что пригодно в одном деле, в другом (внешне схожем) - не годится к использованию (по этой причине, мы с большой осторожностью относимся к цитированию фрагментов своих кассационных жалоб, и если бы задаться целью размещать на сайте все "сработавшие" жалобы, то это было бы не полезным советом - не лекарством, а ядом). - две главные кассационные нормы - 401.1 УПК и 401.15 УПК это не обычные процессуальные нормы, механически предписывающие куда движется и как рассматривается жалоба, именно в этих двух статьях заключены "сердце и дух" кассации. Эти две нормы кажутся понятными, но попробуйте приставить их к ситуации по конкретному делу. - что такое законность, нарушена ли она по этому делу? - и что такое "существенные" нарушения, для вот этого конкретного дела, вот эти нарушения (найденные в материалах), можно ли их трактовать как существенные? - если Вы образованный человек, и по роду деятельности (врач, инженер), привыкли работать с абстрактными понятиями (привязывать их к конкретной ситуации) то вроде бы нет ничего сверхсложного в том, чтобы понять эти нормы. - но теперь предстоит их применить, изложить их в жалобе, чтобы судья при ее первичном изучении согласился хотя бы запросить дело для проверки. И вот преодолеть этот фильтр не может помочь ни общее развитие, ни сотни прочитанных форумов. Можно привести такое сравнение - апелляция, это как христианство, есть четкая структура заповедей, прямые указания, что можно делать, что нельзя. - кассация, здесь есть некоторая определенность по вопросу что нельзя, несколько явных запретов (запрет обжалования фактов, запрет ссылаться на новые обстоятельства). Но вот по вопросу "что можно?" начинается полный дзен-буддизм - четкой логической схемы нет, а есть некий общий подход и разбираться, соответствует ли какая-то конкретная ситуация этому общему подходу приходится каждый раз заново. Апелляционная логика в кассационной жалобе
- самая частая ошибка при кассационном обжаловании - это автоматическое следование "канве" I-й инстанции и апелляции, без учета отличий между апелляцией и кассацией. - этого заблуждения нередко не могут избежать даже профессионалы. Адвокат, который работал на предыдущих стадиях пишет кассационную жалобу, а него получается хорошая, аргументированная - апелляционная жалоба. То есть, он приводит доводы, уместные для апелляции, с оглядкой на щедрую и понятную норму 389.15 УПК. - в кассации же, такая очевидная логика как "аргументировано изложить свое несогласие с приговором" не работает. - кассационная жалоба, написанная без учета логики именно кассации всегда влечет отказ. - суть любой жалобы, это изложение ситуации, логическое обоснование с опорой на конкретные нормы. Но в кассации с этим немалые проблемы - нормы 401.1 УПК и 401.15 УПК сформулированы настолько абстрактно, что проще сказать так: в кассации нет ясных, прямых правил. Как обычно пишут кассацию - чаще всего при составлении кассационной жалобы применяется очень простой способ: копирование апелляционной жалобы. Особенно легок и прост он для защитника, работавшего по делу ранее (в I-й инстанции и апелляции). В этой простоте и таится ловушка. - такая кассационная жалоба делается 5 минут - просто копируется апелляционная жалоба и добавляется несколько формулировок (типа "апелляционный суд не дал оценку доводам защиты"). Эта жалоба обречена:
- между апелляцией и кассацией целая пропасть, в кассации особо жесткие рамки, доводы за рамками предмета проверки не проверяются, механическое копирование тех же доводов, что приводились ранее, это 100 % отказ. |
Варианты защиты в кассации
I |
Самостоятельная кассация - не все имеют возможность прибегнуть к помощи специалиста. У кого-то нет средств для оплаты, кто-то полагает достаточными свои знания.
- если Вы готовите кассационную жалобу самостоятельно - то не торопитесь (сроки для кассации не ограничены). - потратьте 3-5 дней на чтение специальной подборки: Кассация - карта всех материалов. Она подготовлена для Вас, с большой тщательностью, специально для того, чтобы дать Вам оружие для самостоятельной борьбы. Если Вы изучите ее материалы (потребуется не один день), то они оберегут Вас от самых основных "ловушек" и жалоба получит шанс. - проверьте себя: ниже мы описали самые ключевые моменты, которые мы исследуем при консультации. Если Вы чувствуете, что достаточно разобрались в этих нюансах, то можете приступать к самостоятельной подготовке жалобы. |
II |
Консультация - если не получается понять все нюансы и сформировать тактику жалобы, можете подстраховаться и обратиться за консультацией. - мы даем верное направление для аргументации и оберегаем от ключевых ошибок. - проверяем Вашу жалобу (если она пишется самостоятельно), даем совет - что не надо в ней писать. - консультация производится в любом регионе РФ. - в принципе, Вы можете попробовать сами, изучите все материалы по ссылкам, если они дадут Вам уверенность, то и не надо никаких консультаций (в этом главная цель этого сайта). Специальные кассационные тактики - для консультации на кассационной стадии есть ряд особенностей, отличающих такую консультацию от иных, потому что рассматриваются специализированные защитные тактики, применимые только в кассации:
а) сначала исследуем доказательственную базу, сопоставляя те доказательства, которые защита уже пыталась оспаривать с их ролью в структуре доказывания (здесь нередко обнаруживаются ошибки в тактике защиты).
б) проводим сортировку обстоятельств дела, выделяем те из них, которые повлияли на исход дела, это крайне важно, поскольку только они могут послужить причиной переключения "тумблера" из положения из положения п.1 в положение п.3 ч.2 401.10 УПК. Все иные обстоятельства использовать в кассационной жалобе совершенно бессмысленно.
в) проверяем, имеются ли среди обстоятельств дела такие, которые можно было бы трактовать как искажающие суть правосудия.
г) проверяем, какое из обстоятельств можно использовать как стартер для запроса дела из первой инстанции.
д) проводим исследование обстоятельств дела, остались ли в нем неустраненные и неустранимые сомнения, оставшихся после предыдущих инстанций, с помощью которых можно было бы развернуть дело обратно (либо смягчить приговор).
е) рассказываем как убедить суд исследовать новые доказательства в кассации.
ж) объясняем как обойти запрет обжалования фактических обстоятельств в стадии кассации.
з) находим возможности для оспаривания нарушений при оценке и исследовании доказательств и поиску лазейки для обжалования фактов.
и) разъясняем возможности и особенности смягчающих обстоятельств в кассации, здесь встречается достаточно много заблуждений. Проверка старых тактик - проводим изучение "истории болезни", какие тактики защиты использовались в суде I и II-инстанций, их недочеты, можно ли их исправить.
- есть шанс извлечь реальную пользу даже из неудачных попыток защиты: заявленные и отвергнутые судами ходатайства, оставшиеся без мотивированного ответа требования (при защите по своим делам мы специально делаем закладки для обжалования, но их роль могут играть и остатки предыдущих попыток защиты). - при изучении Вашего дела мы специально ищем такие полезные следы, оставшиеся в деле. Рекомендации - во-первых: на консультации, мы указываем что писать в жалобе - даем рекомендацию, прямую и лаконичную - что следует писать в жалобе. Рекомендации - это не бессвязный красивый текст, а 2 - 3 реальных направления, которых нужно отразить в жалобе. - консультация имеет право считаться именно таковой (а не простым "ликбезом" по теоретическим вопросам), только при условии, что после ее завершения, Вы имеете четко сформулированные алгоритмы. Ошибки - во-вторых: на этой стадии, когда Вам предстоит обращение с кассационной жалобой, за спиной остались несколько предыдущих инстанций. - поэтому к нам обращаются уже имея багаж своих представлений о том, как следует писать жалобу. - нам придется серьезно поработать "скальпелем" отрезая лишнее, заранее обреченное на отказ, мешающее реальным доводам. - то есть, помимо рекомендаций о том, что писать в жалобе мы даем совет, что - не надо в ней писать, это не менее важно. Три попытки кассации
- проверяем, действительно ли были использованы все имевшиеся три попытки кассации (иногда выясняется, что попытки еще не исчерпаны). ТРИ СТУПЕНИ кассации Окружной кассационный суд I-я ступень кассации: в кассационный суд общей юрисдикции (п.1 ч.1 401.3 УПК) Верховный суд II-я ступень кассации: в Судебную коллегию ВС (п.2 ч.1 401.3 УПК) Председатель ВС III-я ступень кассации: Председателю Верховного суда (ч.5 401.10 УПК) Пределы обжалования
- если вся линейка обжалования пройдена, исследуем - какие способы выхода за пределы обжалования имеются в обстоятельствах Вашего дела (они находятся вне рамок уголовного процесса, напрямую их в нормах не найти, но они существуют, и в обстоятельствах Вашего дела могут найтись лазейки для одного из таких способов). Механизмы смягчения, поиск возможностей
- отдельно проверяем возможности применения какого-либо механизма смягчения (то есть, варианты, не связанные с прямой борьбой со стороной обвинения). - эти механизмы могут применяться одновременно с обжалованием приговора, никак с ним не связаны и не мешают процессу обжалования. Стоимость - стоимость и порядок оказания консультации можно посмотреть здесь. |
III |
Помощь в кассации в полном объеме - работу в этой стадии мы осуществляем защиту на всей территории РФ, так как никуда выезжать не требуется. - время подготовки жалобы составляет 7 - 14 дней. - после подготовки мы направляем кассационную жалобу и контролируем ее прохождение. Стоимость - стоимость полноценной работы по жалобе зависит от конкретного дела (статьи, количества фигурантов, томов дела и еще ряда факторов), уточнить ее для Вашей ситуации можете по телефону. |
Выяснить интересующие аспекты можно по телефону:
+7 (909)-612-90-15
+7 (965)-300-06-56
Обратиться за консультацией
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.