Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

Перейти на карту ступеней обжалования

Региональный уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

Нормативная база

- ст. 16.1 N 184-ФЗ  федеральная норма регулирующая институт уполномоченных в субъекте РФ

Права в ходе проверки по жалобе

Права регионального уполномоченного в ходе проверки по жалобе (п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ)

Права по результатам рассмотрения жалоб

Права регионального уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб

Нет права прямого обращения в суд

Нет права прямого обращения в суд (у регионального уполномоченного)

Федеральный уполномоченный

Федеральный уполномоченный по правам человека в РФ, его возможности

Способы выхода за пределы

Способы выхода за пределы, очерченные Уголовно-процессуальным кодексом

 

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

- это должностное лицо регионального уровня. Он не имеет полномочий по обращению в суд с кассационной жалобой  (в отличие от  федерального уполномоченного, у которого имеется такое право).

- если права "федерального" уполномоченного подробно регулирует федеральный закон (Закон N 1-ФКЗ от 26.02.1997г.), то права "регионального" уполномоченного федеральное законодательство регулирует только в общем виде.

- федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только основные положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ.

- но в данной норме указаны только правомочия  при рассмотрении жалобы (п.23).

- правомочия же по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах Субъектов РФ.

 

Законы субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в конкретном субъекте РФ

- федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только общие положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ. При этом, в данной норме указаны только правомочия  при рассмотрении жалобы (п.23). То есть, федеральное законодательство:

- указывает, что может сделать региональный уполномоченный в процессе проверки по жалобе.

- но не указывает, что он может сделать по итогам ее рассмотрения не регулирует. Правомочия по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах субъектов РФ.

Нет права кассационного обращения

Url

- ключевое отличие региональных уполномоченных от  федерального уполномоченного по правам человека в том, что у федерального уполномоченного имеется право обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29).

- это существенно снижает ценность региональных уполномоченных (для целей обжалования приговоров:

- региональные уполномоченные - не имеют права напрямую обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда.

- ни в одном регионе РФ местные законы (на уровне субъекта РФ) не предусматривают такого права.

- о пересмотре приговора "региональные" уполномоченные должны обращаться через прокурора (то есть, обратиться с заявлением к прокурору, а тот уже может обратится в суд).

Помощь

- у регионального уполномоченного имеется еще она теоретическая возможность - он может попросить содействия у федерального уполномоченного.

- такое содействие и помощь региональному коллеге предусмотрено нормой ч.2 ст.36.2 N 1-ФКЗ.

Права "региональных" уполномоченных - в процессе проверки по жалобе

- норма федерального закона п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ устанавливает те, возможности, которые доступны региональному уполномоченного в ходе проверки по жалобе.

- важно: региональные законы в разных субъектах РФ могут отличаться друг от друга, но объем прав уполномоченного в регионе РФ в любом случае - не может превышать тех, что указаны в п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ.

Права региональных уполномоченных - по результатам проверки

- фактически эти права (по разному излагаемые в законах субъектов РФ)  аналогичны правам "федерального" уполномоченного, указанным в ч.1 ст.29 N 1-ФКЗ.

- но за одним (важнейшим !) исключением: у них нет права обратиться в суд с заявлением о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29).

Что может сделать "региональный" уполномоченный

- обратиться с заявлением к прокурору с просьбой рассмотреть возможность возбудить производство о пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ч.1 415 УПК).

- обратиться с заявлением к прокурору с просьбой подать в суд кассационное (надзорное) представление.

Минусы такого "посредничества"

- прокурор не обязан удовлетворять требования уполномоченного и отказать в обращении в суд.

- то есть, имеется еще одна промежуточная инстанция (прокурор), которая фактически принимает решение.

- у прокурора должна оставаться не израсходованная попытка кассационного (или надзорного) обращения, если прокурор уже обращался в суд по этому делу, то повторно обращаться в кассацию он не может (401.17 УПК)

 

Региональные законы разных субъектах РФ отличаются только по форме

- в одних регионах не стали "мудроствовать" и просто скопировали основные положения Закона N 1-ФКЗ от 26.02.1997г. об уполномоченном о правах человека в РФ.

- в других регионах "изобрели" что-то свое, но все отличия носят внешний характер и  не имеют какого-либо реального значения.

Как найти закон об Уполномоченном по правам человека в Вашем регионе

- на своем сайте мы не стали размещать все законы субъектов РФ, регулирующие деятельность региональных Уполномоченных.

- найти такие законы очень просто, в любой поисковой системе наберите запрос "Уполномоченный по правам человека в.... (указать Ваш регион)..........области".

 

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"

Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

1) Конституцией (уставом), законом субъекта РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

2) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3) Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ определяется конституцией (уставом), законом субъекта РФ.

4) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

5) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет.

11) На должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ может быть назначен (избран) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

16) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта РФ.

17) Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте РФ прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта РФ.

21) Законом субъекта РФ на уполномоченного по правам человека в субъекте РФ могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте РФ, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте РФ. В соответствии с законом субъекта РФ на уполномоченного по правам человека в субъекте РФ может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

22) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ принимает к рассмотрению жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ.

23) При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а также организаций федерального подчинения уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе:

а) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации.

б) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб.

в) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб.

г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

24) Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте РФ.

25) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

26) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

27) Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

 

Вернутся к списку материалов



Обратиться за консультацией
Информация
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.