Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ
Перейти на карту ступеней обжалования
Региональный уполномоченный по правам человека в субъекте РФ
Нормативная база - ст. 16.1 N 184-ФЗ федеральная норма регулирующая институт уполномоченных в субъекте РФ Права в ходе проверки по жалобе Права регионального уполномоченного в ходе проверки по жалобе (п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ) Права по результатам рассмотрения жалоб Права регионального уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб Нет права прямого обращения в суд Нет права прямого обращения в суд (у регионального уполномоченного) Федеральный уполномоченный Федеральный уполномоченный по правам человека в РФ, его возможности Способы выхода за пределы Способы выхода за пределы, очерченные Уголовно-процессуальным кодексом |
Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ
- это должностное лицо регионального уровня. Он не имеет полномочий по обращению в суд с кассационной жалобой (в отличие от федерального уполномоченного, у которого имеется такое право). - если права "федерального" уполномоченного подробно регулирует федеральный закон (Закон N 1-ФКЗ от 26.02.1997г.), то права "регионального" уполномоченного федеральное законодательство регулирует только в общем виде. - федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только основные положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ. - но в данной норме указаны только правомочия при рассмотрении жалобы (п.23). - правомочия же по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах Субъектов РФ. |
Законы субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в конкретном субъекте РФ
- федеральная норма ст. 16.1 N 184-ФЗ регламентирует только общие положения об Уполномоченных по правам человека в конкретном субъекте РФ. При этом, в данной норме указаны только правомочия при рассмотрении жалобы (п.23). То есть, федеральное законодательство:
- указывает, что может сделать региональный уполномоченный в процессе проверки по жалобе.
- но не указывает, что он может сделать по итогам ее рассмотрения не регулирует. Правомочия по результатам рассмотрения жалоб, содержатся в региональных (не федеральных) законах субъектов РФ.
Нет права кассационного обращения
- ключевое отличие региональных уполномоченных от федерального уполномоченного по правам человека в том, что у федерального уполномоченного имеется право обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29). - это существенно снижает ценность региональных уполномоченных (для целей обжалования приговоров: - региональные уполномоченные - не имеют права напрямую обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда. - ни в одном регионе РФ местные законы (на уровне субъекта РФ) не предусматривают такого права. - о пересмотре приговора "региональные" уполномоченные должны обращаться через прокурора (то есть, обратиться с заявлением к прокурору, а тот уже может обратится в суд). Помощь - у регионального уполномоченного имеется еще она теоретическая возможность - он может попросить содействия у федерального уполномоченного. - такое содействие и помощь региональному коллеге предусмотрено нормой ч.2 ст.36.2 N 1-ФКЗ. Права "региональных" уполномоченных - в процессе проверки по жалобе - норма федерального закона п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ устанавливает те, возможности, которые доступны региональному уполномоченного в ходе проверки по жалобе. - важно: региональные законы в разных субъектах РФ могут отличаться друг от друга, но объем прав уполномоченного в регионе РФ в любом случае - не может превышать тех, что указаны в п.23 ст. 16.1 N 184-ФЗ. Права региональных уполномоченных - по результатам проверки - фактически эти права (по разному излагаемые в законах субъектов РФ) аналогичны правам "федерального" уполномоченного, указанным в ч.1 ст.29 N 1-ФКЗ. - но за одним (важнейшим !) исключением: у них нет права обратиться в суд с заявлением о проверке вступившего в законную силу приговора суда (п.3 ч.1 ст.29). Что может сделать "региональный" уполномоченный - обратиться с заявлением к прокурору с просьбой рассмотреть возможность возбудить производство о пересмотре дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ч.1 415 УПК). - обратиться с заявлением к прокурору с просьбой подать в суд кассационное (надзорное) представление. Минусы такого "посредничества" - прокурор не обязан удовлетворять требования уполномоченного и отказать в обращении в суд. - то есть, имеется еще одна промежуточная инстанция (прокурор), которая фактически принимает решение. - у прокурора должна оставаться не израсходованная попытка кассационного (или надзорного) обращения, если прокурор уже обращался в суд по этому делу, то повторно обращаться в кассацию он не может (401.17 УПК) |
Региональные законы разных субъектах РФ отличаются только по форме
- в одних регионах не стали "мудроствовать" и просто скопировали основные положения Закона N 1-ФКЗ от 26.02.1997г. об уполномоченном о правах человека в РФ.
- в других регионах "изобрели" что-то свое, но все отличия носят внешний характер и не имеют какого-либо реального значения.
Как найти закон об Уполномоченном по правам человека в Вашем регионе
- на своем сайте мы не стали размещать все законы субъектов РФ, регулирующие деятельность региональных Уполномоченных. - найти такие законы очень просто, в любой поисковой системе наберите запрос "Уполномоченный по правам человека в.... (указать Ваш регион)..........области". |
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"
Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ
1) Конституцией (уставом), законом субъекта РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
2) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
3) Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ определяется конституцией (уставом), законом субъекта РФ.
4) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
5) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет.
11) На должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ может быть назначен (избран) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
16) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта РФ.
17) Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте РФ прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта РФ.
21) Законом субъекта РФ на уполномоченного по правам человека в субъекте РФ могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте РФ, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте РФ. В соответствии с законом субъекта РФ на уполномоченного по правам человека в субъекте РФ может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.
22) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ принимает к рассмотрению жалобы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта РФ.
23) При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а также организаций федерального подчинения уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе:
а) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации.
б) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб.
в) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб.
г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.
24) Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте РФ.
25) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.
26) Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.
27) Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.
Обратиться за консультацией
Посетители, находящиеся в группе Читатели, не могут оставлять комментарии к данной публикации.