Всё об уголовных делах

Закон об оперативно - розыскной деятельности

Все материалы по ОРД

Закон "Об оперативно - розыскной деятельности" от 05.07.1995г. N 144-ФЗ (ред. 06.07.2016)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Определение

- ст.1 N 144-ФЗ  оперативно-розыскная деятельность, определение

Задачи

- ст.2 N 144-ФЗ  задачи оперативно-розыскной деятельности

Принципы

- ст.3 N 144-ФЗ  принципы оперативно-розыскной деятельности

- ст.4 N 144-ФЗ  правовая основа оперативно-розыскной деятельности

- ст.5 N 144-ФЗ  соблюдение прав человека в ходе оперативно-розыскной деятельности

Провокация

- ст.5 N 144-ФЗ  запрет подстрекать (провоцировать) к преступлению

Виды оперативно-розыскных мероприятий

- ст.6 N 144-ФЗ  перечень оперативно-розыскных мероприятий:

- п.1 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - опрос

- п.2 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - наведение справок

- п.3 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - сбор образцов для исследования

- п.4 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - проверочная закупка

- п.5 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - исследование предметов

- п.6 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - наблюдение

- п.7 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - отождествление личности

- п.8 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - обследование помещений, авто

- п.9 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - контроль почтовых отправлений

- п.10 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - прослушивание телефонов

- п.11 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - информация с каналов связи

- п.12 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - оперативное внедрение

- п.13 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - контролируемая поставка

- п.14 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - оперативный эксперимент

- п.15 ст.6 N 144-ФЗ  оперативное мероприятие - компьютерная информация

- ст.6 N 144-ФЗ  перечень ОРМ - является исчерпывающим

- ст.6 N 144-ФЗ  запрещено производство ОРМ - не уполномоченными лицами

Основания для оперативно-розыскных мероприятий

- ст.7 N 144-ФЗ  основания - для проведения ОРМ

- ст.7 N 144-ФЗ  основание для проведения ОРМ - возбужденное уголовное дело

- ст.7 N 144-ФЗ  основание для проведения ОРМ - наличие сведений

Условия проведения

- ст.8 N 144-ФЗ  прослушивание - телефонных переговоров

- ст.8 N 144-ФЗ  добровольное прослушивание своих переговоров

- ст.8 N 144-ФЗ  перечень ОРМ требующих санкции суда

- ст.8 N 144-ФЗ  перечень ОРМ требующих только постановления руководителя

Судебное разрешение на оперативно-розыскных мероприятия

- ст.9 N 144-ФЗ  подсудность санкции на ОРМ - место проведения или проводящего органа

- ст.9 N 144-ФЗ  особо секретные материалы судье - не предоставляются

- ст.9 N 144-ФЗ  срок действия судебного разрешения на ОРМ - 6 месяцев

- ст.9 N 144-ФЗ  при отказе суда на ОРМ, обращение в вышестоящий суд

- ст.10 N 144-ФЗ  информационное обеспечение и документирование

- ст.11 N 144-ФЗ  использование результатов - оперативно-розыскных мероприятий

- ст.12 N 144-ФЗ  защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Органы

- ст.13 N 144-ФЗ  органы, осуществляющие ОРД

- ст.13 N 144-ФЗ  оперативно-розыскные мероприятия в следственном изоляторе

- ст.14 N 144-ФЗ  обязанности органов, осуществляющих ОРД

- ст.15 N 144-ФЗ  права органов, осуществляющих ОРД

- п.2 ст.15 N 144-ФЗ  вправе привлекать граждан к проведению ОРМ

- ст.16 N 144-ФЗ  социальная и правовая защита должностных лиц

- ст.17 N 144-ФЗ  содействие граждан оперативно-розыскной деятельности

- ст.18 N 144-ФЗ  социальная и правовая защита содействующих граждан

- ст.18 N 144-ФЗ  участник группы освобождается от ответственности при активном сотрудничестве

- ст.19 N 144-ФЗ  финансовое обеспечение - оперативно-розыскной деятельности

- ст.20 N 144-ФЗ  контроль - за оперативно-розыскной деятельностью

- ст.21 N 144-ФЗ  прокурорский надзор за - оперативно-розыскной деятельностью

- ст.22 N 144-ФЗ  ведомственный контроль

 

Применяемые сокращения: ОРД - "оперативно-розыскная деятельность", ОРМ - "оперативно-розыскные мероприятия".

Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно:

 - оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом (далее - органы осуществляющие ОРД), в пределах их полномочий.

- посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

- в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,

- а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности.

- установление имущества, подлежащего конфискации.

 

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на:

- конституционном принципе законности,

- конституционном принципе уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,

- принципе конспирации,

- принципе сочетания гласных и негласных методов и средств.

 

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция, настоящий Закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов гос. власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения ОРМ:

- органами внутренних дел,

- таможенными органами,

- Федеральной службой исполнения наказаний, (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности.

 

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

            Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

            Не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Законом.

Url

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД.

            В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

            В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего ОРД, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные п.4 ст.5.

            Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся 1 год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение 6 месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За 3 месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:

- проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения.

- принимать негласное участие в работе федеральных органов гос. власти, органов субъектов РФ  и местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Url

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Url

- фальсифицировать результаты ОРД.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1). Опрос.

2) Наведение справок.

3) Сбор образцов для сравнительного исследования.

4) Проверочная закупка.

5) Исследование предметов и документов.

6) Наблюдение.

7) Отождествление личности.

8) Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9) Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10) Прослушивание телефонных переговоров.

11) Снятие информации с технических каналов связи.

12) Оперативное внедрение.

13) Контролируемая поставка.

14) Оперативный эксперимент.

15) Получение компьютерной информации.

Приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен только Законом.

            В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

            ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД.

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Url

            Запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Законом физическими и юридическими лицами.

            Ввоз в РФ и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление ОРД физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством.

         

            Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством.

            Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

 

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения ОРМ являются:

Url

  1. Наличие - возбужденного уголовного дела.

  1. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о:

Url

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности.

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

  1. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  1. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством.

  1. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

  1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

  1. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

  1. О допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

  1. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ.

  1. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД.

  1. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
  2. Утратил силу.

  1. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

            Органы, осуществляющие ОРД, при наличии запроса, направленного в соответствии с Законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят ОРМ в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

  1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений.

2) государственных должностей субъектов РФ.

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

4) должностей федеральной государственной службы.

5) должностей государственной гражданской службы субъектов.

6) должностей муниципальной службы.

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых на основании федеральных законов.

 

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

            Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено Законом.

            Проведение ОРМ (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на:

- тайну переписки,

- телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи,

- а также право на неприкосновенность жилища,

допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1) О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2) О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3) О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности.

            В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч.2 ст.8, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством.

            В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

            Проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД:

- проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

- а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие.

            Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

            При проведении ОРМ по основаниям, предусмотренным п. 1 - 4, 6 и 7 ч.2 ст.7, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 ч.1 ст.6.

            ОРМ, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих ОРД, проводятся в соответствии с настоящим Законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами.

            По основаниям, предусмотренным пунктом 5 ч.2 ст.7, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11, 15 ч.1 ст.6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

 

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОрМ

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на:

- тайну переписки,

- телефонных переговоров,

- почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи,

- на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило:

- по месту проведения таких мероприятий.

- или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в РФ", материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.

            Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством РФ не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

            Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в ч.1 настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

            По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением:

- данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы.

- о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

- и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

- об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

            По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

            Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 6 месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

            В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч.1 настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

 

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование ОРД

            Органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них настоящим Законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

            Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных п. 1 - 6 ч.1 ст.7, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД.

            Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

            Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст.2, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

            Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

 

Url

Статья 11. Использование результатов ОРД

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты ОРД:

Url

- могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

- представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении.

Url

- а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Законом.

Результаты ОРД могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Url

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Результаты ОРД в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 ч.2 ст.7, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

 

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих ОРД

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОрМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судебное решение на право проведения ОрМ и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих ОРД.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, другим органам, осуществляющим ОРД, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Законом.

 

Статья 13. Органы, осуществляющие ОРД

На территории  РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел.
  2. Органов федеральной службы безопасности.
  3. Утратил силу.
  4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
  5. Утратил силу.
  6. Таможенных органов.
  7. Службы внешней разведки.
  8. Федеральной службы исполнения наказаний.
  9. утратил силу

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 8 части первой настоящей статьи.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только Законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие ОРД, решают определенные настоящим Законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами.

Url

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

 

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих ОРД

При решении определенных настоящим Законом задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

  1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
  2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам.
  3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
  4. Информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
  5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД.
  6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

 

Статья 15. Права органов, осуществляющих ОРД

При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1) Проводить гласно и негласно ОрМ, перечисленные в ст.6, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОрМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Если при проведении гласных ОРМ изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных ОРМ невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению ОРД.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

2) Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.

3) Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4) Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5) Создавать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Законом.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

 

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД

На должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.

Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

 

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие ОРД, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

 

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД

Лица, содействующие органам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим ОРД, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.

Url

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим ОРД, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими ОРД, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством. Период такого сотрудничества засчитывается в страховой стаж указанных граждан на основании сведений органов, осуществляющих ОРД. Порядок передачи таких сведений определяется руководителем соответствующего государственного органа, в состав которого входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими ОРД, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством порядке назначается пенсия по инвалидности.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.

 

Статья 19. Финансовое обеспечение ОРД

Обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Часть вторая утратила силу.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов.

 

Статья 20. Контроль за ОРД

Контроль за ОРД осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

Статья 21. Прокурорский надзор за ОРД

Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 22. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.

 

Вернуться к списку материалов



Задать вопрос на сайте
  1. <
    Гость Наталья
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0

    Является ли отсутсвие источника информированности у оперативного сотрудника ФСКН о том, что подсудимый занимался сбытом НС одним из существенных нарушений для указания в кассационной жалобы? Наряду с этим, до задержания таковой информации не было в рассекреченных материалах, а также в результатах ОРМ. Далее доказательства виновности добывались следствием после помещения в СИЗО.

    1. Информация к комментарию
      • Группа: Администраторы
      • Регистрация: 27.01.2014
      • Статус: Пользователь offline
      • Публикаций: 334
      • Комментариев: 778

      Результаты ОРМ - не используются как доказательства

      - мы с Вами конечно знаем о позиции Верховного суда в п.9 Пленума № 55, в котором требуется, чтобы ОРМ производились только при наличии оснований из статьи 7 N 144-ФЗ (эта статья требует, чтобы до производства ОРМ были сведения о готовящемся преступлении). Но фактически, это требование (по большинству дел) не имеет реального практического значения.

      - вот почему, в п.9 Пленума № 55 говорится о ситуации, когда результаты ОРМ используются именно в качестве доказательств, и именно в этом случае их можно признать недопустимымидоказательствами (и удалить из доказательственной базы).

      - в большинстве же уголовных дел, результаты ОРМ вовсе не используются как доказательства, они - это лишь спусковой крючок для последующих следственных действий.

      Последующие доказательства

      - вся проблема в том, что доказательства ложащиеся в основу обвинения получаются следствием - уже в ходе следственных действий (последовавших за ОРМ).

      - то есть результаты ОРМ трансформируются в протоколы осмотров, допросов, заключения экспертов и прочие доказательства из перечня 74 УПК;

      - да, Вы конечно можете увидеть как в обвинительном заключении и приговоре результаты ОРМ упоминаются в роли одного из доказательств. Но это уже просто формальность, они там вовсе не главные доказательства, так, просто перечисляются как говорится "до кучи".

      - отсутствие информации о готовящемся преступлении, и соответственно отсутствие законных оснований для ОРМ (как того требует статья 7 N 144-ФЗ) - никак не перечеркивает и не уничтожает юридическую силу доказательств полученных в ходе следственных действий.

      - поэтому для кассационной жалобы это абсолютно тупиковый путь, в данном случае я говорю с абсолютной уверенностью (если Вы знакомы с материалами сайта, то возможно знаете, что с такими категоричными формулировками мы обычно очень осторожны, но в данном случае они допустимы, слишком все ясно).

  2. <
    Евгений
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0

    Добрый день! Следующая ситуация. Проводилось ОРМ наблюдение не связаное с ограничением права на неприкосновенность в жилища, в итоге уд нет,так как и преступления не было выявлено, но зачем то опера получали санкцию судьи,правомерна ли такая санкция с точки зрения подсудности районного суда,ещё раз повторяю ОРМ Наблюдение не связаное с правом на неприкосновенность жилища.

    1. Информация к комментарию
      • Группа: Администраторы
      • Регистрация: 27.01.2014
      • Статус: Пользователь offline
      • Публикаций: 334
      • Комментариев: 778

      - если получали судебное разрешение, значит требовалось провести ОРМ из перечня требующих санкции суда (ст.8 N 144-ФЗ). Наблюдение санкции суда не требует. Возможно, помимо наблюдения требовалось еще и мероприятие (входящее в перечень)

      - вариантов подсудности только два: место проведения ОРМ или место нахождения проводящего органа (ст.9 N 144-ФЗ).

Добавление комментария

Друзья, задать вопрос можно без всякой регистрации.

Имя:*
Комментарий:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив